Конспект урока русского языка 6 класс "Повторение по теме "Лексика. Фразеология"

Цель урока: закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка, сведения о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Задачи:

  • закрепить знания в области лексикологии;
  • тренировать в использовании в речи фразеологизмов.
  • развивать умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие.

Методические приемы: "кроссенс""мозговой штурм" и "обмен опытом", "верные – неверные утверждения", "погружение".

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебная доска, раздаточный материал.

УМК: Русский язык. Учебник 6 класс. В 2-х частях. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. (ФГОС) 2-е изд. М.: Просвещение, 2020.

Ход урока

Организационный момент

Учитель организует внимание обучающихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству.

Слово учителя. Проверка домашнего задания

- Добрый день, ребята. Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Прежде чем сформулируем тему урока, выполним задание "Верные – неверные утверждения".
- Я читаю значение определения, а ваша задача дать ответ: верно, неверно. Если вы не согласны с формулировкой, дайте правильный ответ.

  1. Наука, которая изучает словарный состав языка. (лексикология)
  2. Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение. (синонимы)
  3. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением. (антонимы)
  4. Слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению это... (омонимы)
  5. Слова, пришедшие в русский язык из других языков. (заимствованные или иноязычные)
  6. Слова, употребляемые жителями только одной местности. (диалектизмы)
  7. Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий. (профессиональные)
  8. Слова, вышедшие из активного употребления (устаревшие). (архаизмы)
  9. Новые слова, появившиеся сравнительно недавно. (неологизмы)

- На основе переносного значения слов создаются лексические средства выразительности или тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворения. Проверим ваши знания.

Целеполагание и мотивация. Постановка задач урока

- Какой раздел русского языка изучает слова? (Лексика)
- В каком словаре можно найти лексическое значение слова? (Толковый словарь)
- В каком разделе лингвистики изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению? (Фразеология)

- К какому словарю необходимо обратиться, чтобы узнать значение фразеологизма? (Школьный фразеологический словарь русского языка)
- И сегодня у нас урок повторения по теме … "Лексика. Фразеология".
- Ребята, сформулируйте задачи урока?

- Эпиграфом нашего урока является строки из стихотворения "Слова" поэта Вадима Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

- О чем предупреждает автор? (ответы учащихся)
- Верно, поэт В. Шефнер говорит о том, что слово очень действенная сила, которая способна не только ранить, но и убить, или, наоборот, спасти.

Актуализация прежних знаний учащихся

- А сейчас внимание на слайд, на нем изображен "кроссенс".
- Что такое кроссворд мы все знаем – это пересечение слов, кроссенс с английского – пересечение смыслов.

Задание: картинки необходимо парами расставить на свои места, дать пояснение своей работе. Должно получиться 4 пары.
- Как вы расставили квадраты с изображениями? (учащиеся помещают квадраты с изображениями на доску)
- По какому признаку вы их объединили?

  • Первая пара - антонимы.
  • Вторая пара - синонимы.
  • Третья пара – омонимы.
  • Четвертая пара – устаревшие.

- На какие 2 группы можно разделить устаревшие слова? (историзмы, архаизмы)
- Давайте проведем исследование и вспомним, какие слова относятся к историзмам?
- Какие слова относятся к архаизмам?

Исследовательское задание классу (работа в группах)

- Прошу группы озвучить итоги своей работы.

Устаревшие слова

Историзмы

Архаизмы

Боярин, выя, царь.

Веретено, ланиты, кафтан.     

Чело, треуголка, лапти.

Боярин, выя, длань.      

Рамена, ланиты, кафтан.          

Чело, треуголка, перст.

- Итак, вы определили:

  1. Слова, которые выходят из активного словарного запаса в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений, называются историзмами.
  2. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с заменой их современными синонимами, называются архаизмами. Устаревшие слова могут "оживать", т.е. возвращаться из пассивного словарного запаса в активный. Например: гимназия, лицей, акционерные общества.

Физкультминутка "Четыре стихии"

"Четыре стихии" - это земля, вода, воздух, огонь.

  • Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.
  • Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.
  • Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, о чем идет речь?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!

- Что же это? Конечно же, фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм - устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению

- Как возникают фразеологизмы? Назовите источники возникновения фразеологизмов? (собственно русские фразеологизмы связаны с историей возникновения нашей Родины, с обычаями наших предков: топорная работа. Многие возникли из пословиц: стреляный воробей, собаку съел; художественных произведений: как белка в колесе, на деревню дедушке.

- Фразеологизмы заимствовались также из библии: нести свой крест, соль земли; из мифов разных народов: авгиевы конюшни, ахиллесова пята.

Закрепление

Работа в парах с таблицей. (заполняют таблицу в тетрадях, подбирают синонимы и антонимы)

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

Водить за нос

обман

правда

Бежать во весь дух

быстро

медленно

Как рыба в воде

хорошо

плохо

Кот наплакал

мало

много

Развесить уши

слушать

игнорировать

Работа по учебнику
- А теперь давайте откроем учебник на стр. 90 и выполним упр. 183 (устное выполнение)

Индивидуальная работа - тест

- Укажите правильный вариант и запишите номера ответов.

1. Какой раздел науки о русском языке изучает слова?
а) лексикология;
б) фонетика;
в) морфология.

2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:
а) синонимы;
б) омонимы;
в) антонимы.

3. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой:
а) омонимы;
б) жаргонизмы;
в) синонимы.

4. Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:
а) омонимы;
б) антонимы;
в) синонимы.

5. Слова, употребляемые жителями одной местности:
а) диалектизмы;
б) антонимы;
в) жаргонизмы.

6. Слова, вышедшие из повседневного употребления:
а) омонимы;
б) архаизмы;
в) историзмы.

Самопроверка: 1) а, 2) б, 3) б, 4) в, 5) а, 6) в.

Подведение итогов

- Давайте подведем итог нашего урока. О каких разделах русского языка сегодня шла речь? (О лексике и о фразеологии)
- О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? (Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах)

- Как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? (Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи для того, чтобы красиво и правильно говорить, и помнить, что: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить)

Рефлексия

- Сумели ли решить поставленную задачу?
- Что вам помогло?
- Какие трудности возникли?

Домашнее задание

Упр. 200. Задание:

  1. Что обозначают данные фразеологизмы?
  2. Подготовьте небольшие сообщение об одном из них.

- Спасибо за урок!

Размер:
35.26 Kb
Скачали:
30