Цель урока: закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка, сведения о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
Задачи:
Методические приемы: "кроссенс", "мозговой штурм" и "обмен опытом", "верные – неверные утверждения", "погружение".
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебная доска, раздаточный материал.
УМК: Русский язык. Учебник 6 класс. В 2-х частях. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. (ФГОС) 2-е изд. М.: Просвещение, 2020.
Учитель организует внимание обучающихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству.
- Добрый день, ребята. Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Прежде чем сформулируем тему урока, выполним задание "Верные – неверные утверждения".
- Я читаю значение определения, а ваша задача дать ответ: верно, неверно. Если вы не согласны с формулировкой, дайте правильный ответ.
- На основе переносного значения слов создаются лексические средства выразительности или тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворения. Проверим ваши знания.
- Какой раздел русского языка изучает слова? (Лексика)
- В каком словаре можно найти лексическое значение слова? (Толковый словарь)
- В каком разделе лингвистики изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению? (Фразеология)
- К какому словарю необходимо обратиться, чтобы узнать значение фразеологизма? (Школьный фразеологический словарь русского языка)
- И сегодня у нас урок повторения по теме … "Лексика. Фразеология".
- Ребята, сформулируйте задачи урока?
- Эпиграфом нашего урока является строки из стихотворения "Слова" поэта Вадима Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
- О чем предупреждает автор? (ответы учащихся)
- Верно, поэт В. Шефнер говорит о том, что слово очень действенная сила, которая способна не только ранить, но и убить, или, наоборот, спасти.
- А сейчас внимание на слайд, на нем изображен "кроссенс".
- Что такое кроссворд мы все знаем – это пересечение слов, кроссенс с английского – пересечение смыслов.
Задание: картинки необходимо парами расставить на свои места, дать пояснение своей работе. Должно получиться 4 пары.
- Как вы расставили квадраты с изображениями? (учащиеся помещают квадраты с изображениями на доску)
- По какому признаку вы их объединили?
- На какие 2 группы можно разделить устаревшие слова? (историзмы, архаизмы)
- Давайте проведем исследование и вспомним, какие слова относятся к историзмам?
- Какие слова относятся к архаизмам?
Исследовательское задание классу (работа в группах)
- Прошу группы озвучить итоги своей работы.
Устаревшие слова
Историзмы |
Архаизмы |
Боярин, выя, царь. Веретено, ланиты, кафтан. Чело, треуголка, лапти. |
Боярин, выя, длань. Рамена, ланиты, кафтан. Чело, треуголка, перст. |
- Итак, вы определили:
"Четыре стихии" - это земля, вода, воздух, огонь.
- Ребята, послушайте загадку и скажите, о чем идет речь?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
- Что же это? Конечно же, фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?
Фразеологизм - устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению
- Как возникают фразеологизмы? Назовите источники возникновения фразеологизмов? (собственно русские фразеологизмы связаны с историей возникновения нашей Родины, с обычаями наших предков: топорная работа. Многие возникли из пословиц: стреляный воробей, собаку съел; художественных произведений: как белка в колесе, на деревню дедушке.
- Фразеологизмы заимствовались также из библии: нести свой крест, соль земли; из мифов разных народов: авгиевы конюшни, ахиллесова пята.
Работа в парах с таблицей. (заполняют таблицу в тетрадях, подбирают синонимы и антонимы)
Фразеологизмы |
Синонимы |
Антонимы |
Водить за нос |
обман |
правда |
Бежать во весь дух |
быстро |
медленно |
Как рыба в воде |
хорошо |
плохо |
Кот наплакал |
мало |
много |
Развесить уши |
слушать |
игнорировать |
Работа по учебнику
- А теперь давайте откроем учебник на стр. 90 и выполним упр. 183 (устное выполнение)
Индивидуальная работа - тест
- Укажите правильный вариант и запишите номера ответов.
1. Какой раздел науки о русском языке изучает слова?
а) лексикология;
б) фонетика;
в) морфология.
2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:
а) синонимы;
б) омонимы;
в) антонимы.
3. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой:
а) омонимы;
б) жаргонизмы;
в) синонимы.
4. Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:
а) омонимы;
б) антонимы;
в) синонимы.
5. Слова, употребляемые жителями одной местности:
а) диалектизмы;
б) антонимы;
в) жаргонизмы.
6. Слова, вышедшие из повседневного употребления:
а) омонимы;
б) архаизмы;
в) историзмы.
Самопроверка: 1) а, 2) б, 3) б, 4) в, 5) а, 6) в.
- Давайте подведем итог нашего урока. О каких разделах русского языка сегодня шла речь? (О лексике и о фразеологии)
- О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? (Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах)
- Как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? (Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи для того, чтобы красиво и правильно говорить, и помнить, что: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить)
- Сумели ли решить поставленную задачу?
- Что вам помогло?
- Какие трудности возникли?
Домашнее задание
Упр. 200. Задание:
- Спасибо за урок!