Цели урока:
Приветствие учащихся.
Эмоциональный настрой на урок. Запись числа, классной работы в тетради
Учитель: Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь. (на доске)
- Назовите части речи и что они обозначают в предложении, которое мы разобрали.
- Что вы можете сказать о словах мой и ты? (они не называют признак или предмет, а только указывают на них)
- На какие вопросы они отвечают? (чей, кто)
- К какой части речи относятся эти слова? (местоимение)
- Назовите тему урока, какие задачи мы себе поставим на этом уроке?
- Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна
Я заменяю имена.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся с частью речи, которая является верным помощником имен существительных, прилагательных и некоторых числительных.
- Эти четыре части речи - имя существительное, прилагательное, числительное и местоимение объединяются общим термином – именные.
- Перед вами небольшой текст, ваша задача определить какое из выделенных местоимений указывает на предмет, признак или количество?
Физминутка для глаз
- На какие вопросы отвечают местоимения и в каких падежах стоят?
Весна на пороге. Скоро она (Кто? и.п.) вступит в свои (чьи? в.п.) права. А сейчас еще морозно. Такая (какая? и.п.) погода продержится недолго. Через несколько (сколько? в.п.) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.
- Какой можно сделать вывод? (Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и изменяются по падежам. Составляем кластер)
Упражнение 433 (комментированное письмо). Обозначьте падеж, число и род выделенных местоимений.
Учитель: Какой можно сделать вывод? (местоимения изменяются не только по падежам, но и по числам, а иногда и по родам)
Работа в группах
Упр. 434. Каждая группа записывает свое предложение, выясняет синтаксическую роль выделенных местоимений и делает один из видов разбора.
Вывод: местоимение в предложении является подлежащим, определением или дополнением.
Самостоятельная работа
Упр. 436. (первые трое выполнивших получают оценку)
Учитель: Что вы узнали о местоимении?
- На какие вопросы отвечают местоимения?
- Как изменяются местоимения?
- Какова синтаксическая роль местоимений? (при ответе обратить внимание на кластер)
Домашнее задание
§ 76, упр. 435.