Цель: 1. Дать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи.
2. Раскрыть морфологические и синтаксические особенности числительного.
Сообщаю о значении чисел в жизни человека, о возникновении счёта ещё в глубокой древности, о том, что огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. Говорю о том, что название «числительное» произошло от слова «число».
По частоте употребления в речи числительное занимает 8 –е место. А чтобы лучше узнать эту часть речи, мы отправимся в путешествие в город «Числительное». Чтобы попасть в этот город, нужно достать ключ от городских ворот. Ключ нам достанется в том случае, если мы вспомним фразеологизмы, в которых используются числительные. Учашиеся называют фразеологизмы и записывают их в тетрадь, объясняя значение каждого. Н-р: За один присест (сразу), как две капли воды (очень похожи),наговорить с три короба (много), палка о двух концах (что – то может кончиться и хорошо и плохо) и т. д.
Учитель: Итак, мы попали в город «Числительное». Вот карта этого города. (На доске висит карта, которую уч-ся заполняют в течение урока). В центре города – цифра 5, которая символизирует основное значение этого города. От центра отходят группы улиц. В первой из них -2 улицы: Количественная и Порядковая.
- Ученики в тетрадях записывают примеры порядковых и количественных числительных. При этом учитель сообщает, что на Количественной улице живут только падежи, а это значит, что количественные числительные изменяются только по падежам. (Этот вывод уч- ся должны сделать сами, при затруднении помогает учитель).
- Учитель: на Порядковой улице постоянных жителей больше, там живёт Род, Число, Падежи. Сделайте вывод, как изменяются порядковые числительные. Просклоняйте предлагаемые количественные и порядковые числительные. (После выполнения осуществляется проверка работы).
- Учитель: Рядом с Количественной улицей находится улица Собирательная. Эти 2 улицы соединены двумя мостиками: Суффиксами –ер- и – ой -, т. е. собирательные числительные образуются от количественных с помощью этих суффиксов. Образуйте от предлагаемых количественных числительных – собирательные. (После выполнения осуществляется проверка работы).
Учитель: Количественная и Порядковая улицы упираются в улицу Дробную, т.к. дробные числительные состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби). Приводятся примеры дробных числительных, предлагается уч-ся записать свои варианты, прокомментировать.
Учитель: Вокруг Количественной улицы – шоссе, которое выглядит так:-- -.-.-, а вокруг Порядковой – другое:
Почему? (Ученики вспоминают, какую синтаксическую роль может играть числительное). Записать под диктовку и объяснить синтаксическую роль числительных в предложениях:
1. Три и два – пять.
2. В окне на девятом этаже погас свет.
3. Мы живём в одной квартире.
4. И живут у нас в квартире два ужа и два ежа.
Закрепление материала.
Чтение параграфа учебника, выполнение упражнений, объяснение домашнего задания. В качестве дополнительной работы предлагается найти пословицы, загадки, поговорки, в которых встречаются числительные.