Цели:
I. Слово учителя.
II. Подготовка к изучению нового материала.
Актуализация знаний.
– Каждое слово в русском языке имеет своё лексическое значение, и чаще его можно объяснить. Почему, например, называется так подснежник? А веснушки? А проталинки?
– А местоимение?
– Дайте определение местоимения. Какие местоимения являются личными? Какое местоимение называется возвратным?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним разрядом местоимений – вопросительными.
Узнаем, какие местоимения относятся к вопросительным, для чего они служат, будем учиться употреблять их в речи.
III. Изучение нового материала.
Назовите, на какие вопросы отвечают:
– имена существительные (кто? что?);
– имена прилагательные (какой? чей?);
– числительные (какой? сколько?).
Все местоимения, которые вы перечислили, и называются вопросительными, так как служат для выражения вопроса.
– А для чего нам бывают нужны вопросы? (Чтобы построить вопросительное предложение, определить члены предложения, главное и зависимое слово в словосочетании, падежные окончания существительных и прилагательных и т.д.)
Чтение теоретического материала на с. 164, работа с опорным конспектом.
Запись в словарик. Который час?
IV. Применение изученного.
Устно – упр. 406. Склоняет один ученик.
Ученики записывают в тетрадь:
Р.П. кого? чего?
Ученики по цепочке письменно на доске и в тетради склоняют птичий, чей?
И. чей? птичий
Р. чьего? птичьего
Д. чьему? птичьему
В. чей? птичий
Т. чьим? птичьим
П. о чём? о птичьем
– К какому разряду относится прилагательное птичий? (Притяжательное)
– Что общего в правописании прилагательного и местоимения, которые вы просклоняли? (Разделительный ь)
Обозначьте графически условия выбора. Помните, что окончание вопроса помогает нам правильно написать окончание прилагательного.
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
– А по эмоциональной окраске?
Потренируемся в правильном употреблении вопросительных слов, поработаем над вопросительной интонацией.
Запишите и сравните предложения.
Какие перышки? Какой носок?
Какие перышки, какой носок!
Какое раздолье?
Раздолье-то какое!
Вывод: вопросительные местоимения, употреблённые в восклицательном предложении теряют своё вопросительное значение и выражают эмоциональную окраску.
Комментированное выполнение упражнения 407.
Кто варе..ки пёстрые вяж..т,
Стари(н, нн)ые песни поёт?
Кто сказку такую р..скаж..т,
Что снится всю ночь напролёт?
Ч..и волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и ж..лею?
О ком соч..нила стихи?
Прочитайте текст, соблюдая вопросительную интонацию. Как можно озаглавить стихотворение Е. Благининой? Назовите вопросительные местоимения. Спишите, подчеркните главные члены предложения, обозначьте орфограммы.
Давайте немного поговорим.
– Кого из вас, девочки, назвали в часть бабушки?
– У кого бабушки живут в Елховке?
– Какие прилагательные вам хочется употребить вместе со словом бабушка? (любимая, добрая, старенькая…)
– Сколько лет вашим бабушкам? (обращение к конкретному ребенку)
В последнем предложении я употребила местоимение сколько. Посмотрим на таблицу его склонения (с. 165).
– При склонении какой части речи мы пользовались этим местоимением? (при склонении числительных)
Учитывая, что средний возраст ваших бабушек около … лет, просклоняем устно числительное … вместе с местоимением сколько?
Дети, вы много добрых слов нашли сегодня для своих бабушек, и ровно через неделю наступит особый день, когда все чувства, бережно хранимые в душе, нужно будет выразить в словах благодарности самым близким на свете людям – не только мамам, но и мамам ваших родителей – бабушкам. Это день 8 Марта.
Конечно, в наше время не составляет большого труда выбрать красивую открытку с готовым текстом. Например, как эта. (Учитель показывает открытку)
В слове "бабушка"
столько любви и тепла,
светлой нежности,
чуткости, ласки…
Для меня ты волшебницей
в детстве была
из тобою
рассказанной сказки!
Но каждой бабушке будет вдвойне приятней получить поздравление, сочиненное вами, ваше приятное детское воспоминание, связанное с бабушкой и вами, запечатленное на бумаге.
Творческое задание.
Выполненное задание читают 4-5 учеников.
Ребята, дома отредактируйте свои воспоминания, запишите на открытку, лучше тоже сделанную своими руками, и подарите бабушкам.
V. Закрепление изученного.
– Какие местоимения относятся к вопросительным?
– Для чего они служат?
VI. Анализ домашнего упражнения №409. Подведение итогов урока.