Тип урока: урок закрепления
Вид урока: творчески-поисковый
Оборудование: на доске - деформированные предложения; ребус; «волшебное дерево»; таблички – слова – ребята; подлежащее; сказуемое; картина для составления предложений;
на партах у учащихся - табличка- подсказка; карточки для индивидуального задания
Педагогические цели урока:
1. Усвоение всеми учащимися стандартного минимума образования о предложении и выделении подлежащего и сказуемого.
2. Продолжить формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения и рассуждения по аналогии; умение работать с предложением, выделяя главные члены предложения; развитие продуктивного мышления.
Развитие таких психологических характеристик личности учащихся как:
- склонность к сравнению; обобщению;
- психических свойств, таких как память, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность, ясность речи.
Воспитательные цели урока:
1) Прививать любовь к языку, воспитывать чувство долга, чувство потребности к изучению русского языка.
Структура и содержание урока
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
2. Проверка домашнего задания.
Урок начнем с проверки домашнего задания. На доске записаны три группы слов. Из каждой строчки составить предложения и записать.
1) Пушистый, накрыл, деревья, снег.
2) Ночью, вот, проскакал, хорек.
3) Следы, медвежьи, к, берлоге, ведут.
Докажите, что это предложение. (правило)
Найдите главные члены предложения.
(подчеркивают что? что делать?)
Какой главный член называется подлежащим? (правило), сказуемым ? (правило)
(Работу выполняют все учащиеся, на доске 2 учащихся; 1 предложение-1 уч-ся, 2 предложение-2 уч-ся, 3 предложение- все остальные )
(при проверке выставить и обосновать оценку.
3. Чистописание.
Составьте по рисунку всевозможные слоги и обратные к ним.
(ба, аб, ра, ар, бя, яб, бе, еб, та, ат, ря, яр, ре, ер, тя, ят, те, ет.)
Подчеркните мягкие слоги)
4. Словарно-орфографическая подготовка.
1) Посмотрите на «волшебную яблоню». С какими буквами висят яблоки? (гласными)
Вспомните по одному слову с каждой непроверяемой безударной гласной. Запишите.
(собака, машина, дежурный, лисица)
Придумать предложение со словом собака. Записать и подчеркнуть главные члены предложения.
(Один ученик работает у доски, отвечает правило, получает оценку)
2) Сегодня еще одно слово изучим, но оно спряталось на рисунке (ребята)
Кто такие ребята? Какие бывают ребята? (веселые, озорные, дружные)
Запишем это слово.
РЕБЯТА РИБАТА- 3 слога
Как можно перенести это слово? (ребя-та, ре-бята)
Составить и записать предложение со словосочетанием – весёлые ребята.
(Весёлые ребята бегут в школу.)
Докажите что это предложение. Какое это предложение? Подчеркните главные члены предложения.
(оценка за работу)
5. Физкультминутка.
1) упражнение на глаза
2) прыжки с заданием до 16 и обратно.
6. Закрепление.
1) Работа по карточкам.
(у каждого на парте карточки с упражнением)
Прочитать группы слов.
Какие группы слов можно считать предложением?
Списать и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
НА ЦВЕТЫ ГУДЯТ ЖУК.
ЗИМОЙ ПОЛЯ ПОКРЫВАЮТСЯ СНЕГОМ.
НОЧЬЮ ПОДНЯЛАСЬ СИЛЬНАЯ.
НА ТРАВЕ СВЕРКАЛА РОСА.
(дополнительное задание: 1) Исправить оставшиеся группы слов в предложения и записать)
2) Проверка (оценить ученика)
Прочитать предложения и доказать.
(назвать подлежащее и сказуемое)
3) Второе упражнение.
Прочитать и подумать какой знак нужно поставить в конце предложения .
Обосновать ответ. Списать.
МЫ С ДРУЗЬЯМИ ХОДИМ В ЛЕС …
ДО ЧЕГО ЖЕ ЗДЕСЬ МНОГО ГРИБОВ …
А ГДЕ ЖЕ ЯГОДЫ …
(дополнительное задание: в повествовательном предложении подчеркнуть главные члены предложения)
4) Проверка. (оценить)
7. Задание на дом.
с. 58- 59 повторить правило, упр. 132
Записать в дневнике, найти в учебнике, разобрать.
8. Итог урока.
Вам урок понравился? (показывают карточки ДА, НЕТ)
Что же такое главные члены предложения? (рассказать правило)
Дополнительное задание:
Устно составить по картине предложения так, чтобы они были связаны.