Цель: классификация слов в русском языке; знакомство с частями речи.
Этапы урока |
Учитель |
Ученики |
Актуализация знаний |
Чистописание: Сс сс русс русский язык |
|
Постановка проблемы |
Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? Я принесла несколько слов, которые распределила по группам, т.е. классифицировала. Прочитайте в словаре Ожегова, что обозначает это слово. Но…что случилось? Все слова рассыпались. - Абзац, бассейн, винегрет, иллюстрация; - внимательный, багряный, коричневый, аккуратный; - жужжит, надеяться, каяться, считать; - вверх, вдоль, вместе, всегда; - я, мы, меня, нас, они, их; - и, или, а, но, потому что; - на, по, па, про, пра, около; - мяу, ах. Соберите слова и разложите слова по группам, т.е. надо классифицировать эти слова. Диалог: - Какое было задание? - Сколько мнений в нашем классе? - Какой возник вопрос? |
«Классификация—деление на группы, классы, разряды по определённым признакам.
Дети предлагают различные признаки классификации.
Одно Много Определить признаки классификации слов в русском языке. |
Открытие знаний |
1. Наблюдение над словами в предложении. Упр 205. - На какие вопросы отвечают пропущенные слова? Что делают? Бегут, смеются, считают; Какие? Веселые, озорные, внимательные, аккуратные; Кто? Дети, ребята, девочки, мальчики. Закончить схему: (что делают?) (какие?) (кто?) Сделайте вывод: - На какие группы мы раздели данные слова? Что такое глагол? Имя существительное? Имя прилагательное?
- Что общего во всех этих определениях? Уточните тему урока: Чья гипотеза была правильной? Части речи. - Как вы понимаете это выражение? Распределите слова, рассыпанные в начале урока, на группы. Имя сущ.: Абзац, бассейн, винегрет, иллюстрация; Имя прилагат.: внимательный, багряный, коричневый, аккуратный; Глагол: жужжит, надеяться, каяться, считать; - Какие еще части речи вы знаете? Распределите остальные слова. Наречие: вверх, вдоль, вместе, всегда; Местоимение: я, мы, меня, нас, они, их; Союзы: и, или, а, но, потому что; Предлоги: на, по, па, про, пра, около; Междометия: мяу, ах. Вывод: - Как разделили слова русского языка? Проверим наш вывод по учебнику с 5. - Что общего и чем отличается классификация наша от классификации учебника? Распределите части речи на подгруппы. (На доске появляется опорная схема. |
1 предложение: что делают? 2 предложение: какие? 3 предложение: кто?
На: глаголы имена прилагательные имена существительные
Вспоминают: опора—правило на доске.
Части речи.
Все слова—это речь. Все слова отличаются вопросами, на которой они отвечают, и тем, что они обозначают.
Все слова русского языка делятся на части речи.
Общее: Все слова русского языка делятся на части речи. Отличие: Деление на подгруппы Части речи
|
Вывод |
- Что нового узнали о русском языке? - С какой целью это узнавали? |
|