Конспект урока русского языка 4 класс "Спряжение глаголов"

Цели урока:

  • знакомство со спряжением глаголов;
  • развитие орфографической зоркости, словарного запаса детей.

Задачи:

  • обнаружить изменение окончаний глаголов по лицам и числам.
  • познакомить с понятием спряжение.
  • выявить особенности глаголов каждого спряжения.
  • ввести в отличительные признаки при определении спряжений глаголов.

Ход урока

Приветствие

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

- За окном прекрасная погода. В нашем классе  тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка.

- Откройте тетради. Запишите число, вид работы. 

Создание «ситуации успеха»

- Догадайтесь, о какой части речи едёт речь:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Все в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Кто догадался,  о какой части речи идёт речь? (о глаголе)

- Докажите.

- Может вы уже догадались, о какой части речи мы поведём разговор на уроке?

- Что вы знаете о глаголе? Какая часть речи так называется? Что обозначает?

- Предлагаю поиграть в игру «Узнай глагол»? Я называю разные слова, вы встаёте, услышав глагол. Готовы? Начинаем:

Петь, директор, читать, двадцать, говорить, беседа, закончить, фойе, шептать, ураган, решить, серебряный.

- Почему некоторые буквы пропущены?

- Вставьте буквы и докажите написание этих букв.

- Назовите отрицание, использую эти глаголы. Какое служебное слово нам поможет?

- Как напишите  частицу не с этими глаголами.

Дополнительно: раскройте  скобки:

(Не) клади волку пальца в рот.

(Не) спросив  броду, (не) суйся в воду.

(Не) слушал начала, так жди конца.

- Раз вы так быстро справились с этим заданием,  то вы без труда сможете отгадать слова – исключения, которые здесь зашифрованы: наденетьви , вотьнели (ненавидеть, неволить).

- Запишите их в тетрадь. 

Постановка проблемы

- Прочитайте получившиеся глаголы. У нас несколько слов  глаголов, а написание окончаний разные. Может это и есть особенность глаголов. Давайте понаблюдаем за глаголами и попробуем найти отличия или  закономерности в написании. Это и есть задача нашего урока. 

Открытие нового знания

-  Попробуйте разделить эти глаголы на две группы:

 (Поёшь               говоришь

  Читаешь           закончить

 Шепчешь           решишь)

- По какому признаку вы их разделили?

(Впервой группе глаголы имеют окончание – ешь, во второй - -ишь).

- Что общего в первой группе слов?  Во второй?

- Вывод:  Глаголы в зависимости от окончаний можно разделить на две группы.  Глаголы, имеющие окончание – ешь относятся к 1 спряжению, имеющие – ишь – ко второму спряжению. 

Учебно-практическая деятельность

а) Грамматическая сказка О спряжении глаголов. (смотри в сборнике)

б) Сравнение окончаний глаголов. (Работа в паре) 

Стр. 84 упр 127.

- Что общего между глаголами каждого столбика?

- Подпишите спряжение каждого глагола. 

Рефлексия

(на листочках) Ответьте на вопрос.

- На сколько групп можно разделить глаголы?  (Две).

- Какое окончание имеют глаголы 1 спряжения? (- ешь).

- Какое окончании имеют окончания 2 спряжения? ( - ишь)

- Как называется изменение окончаний? ( спряжением)

- Разделите предложенные слова на две группы: летаешь, сторожишь, висишь,упадёшь, молчишь, живёшь.

- Все ли сумели справиться с этим заданием. Поднимите руку.

(Озвучить количество справившихся.)

- Выберите лишнее слово: говоришь, поешь, решишь, упадёшь, летают.

- Это и есть задача нашего следующего урока: узнать к какому спряжению относятся слова с такими окончаниями. 

Домашнее задание

Упр. 129, правило стр 87. 

Итог урока

- Закончите предложение:

  • Я сегодня узнал…
  • Я сегодня научился…
  • Мне заинтересовало…
  • Особо интересным было…
  • Я открыл для себя ….

Оценивание

- Кто на уроке был самым активным?  Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

- Кто работал на более низком уровне?

- Я надеюсь, что на следующем уроке многие ребята будут более активными.

- А  я говорю вам спасибо за урок.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!