Цели урока:
Задачи:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
- За окном прекрасная погода. В нашем классе тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка.
- Откройте тетради. Запишите число, вид работы.
- Догадайтесь, о какой части речи едёт речь:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Кто догадался, о какой части речи идёт речь? (о глаголе)
- Докажите.
- Может вы уже догадались, о какой части речи мы поведём разговор на уроке?
- Что вы знаете о глаголе? Какая часть речи так называется? Что обозначает?
- Предлагаю поиграть в игру «Узнай глагол»? Я называю разные слова, вы встаёте, услышав глагол. Готовы? Начинаем:
Петь, директор, читать, двадцать, говорить, беседа, закончить, фойе, шептать, ураган, решить, серебряный.
- Почему некоторые буквы пропущены?
- Вставьте буквы и докажите написание этих букв.
- Назовите отрицание, использую эти глаголы. Какое служебное слово нам поможет?
- Как напишите частицу не с этими глаголами.
Дополнительно: раскройте скобки:
(Не) клади волку пальца в рот.
(Не) спросив броду, (не) суйся в воду.
(Не) слушал начала, так жди конца.
- Раз вы так быстро справились с этим заданием, то вы без труда сможете отгадать слова – исключения, которые здесь зашифрованы: наденетьви , вотьнели (ненавидеть, неволить).
- Запишите их в тетрадь.
- Прочитайте получившиеся глаголы. У нас несколько слов глаголов, а написание окончаний разные. Может это и есть особенность глаголов. Давайте понаблюдаем за глаголами и попробуем найти отличия или закономерности в написании. Это и есть задача нашего урока.
- Попробуйте разделить эти глаголы на две группы:
(Поёшь говоришь
Читаешь закончить
Шепчешь решишь)
- По какому признаку вы их разделили?
(Впервой группе глаголы имеют окончание – ешь, во второй - -ишь).
- Что общего в первой группе слов? Во второй?
- Вывод: Глаголы в зависимости от окончаний можно разделить на две группы. Глаголы, имеющие окончание – ешь относятся к 1 спряжению, имеющие – ишь – ко второму спряжению.
а) Грамматическая сказка О спряжении глаголов. (смотри в сборнике)
б) Сравнение окончаний глаголов. (Работа в паре)
Стр. 84 упр 127.
- Что общего между глаголами каждого столбика?
- Подпишите спряжение каждого глагола.
(на листочках) Ответьте на вопрос.
- На сколько групп можно разделить глаголы? (Две).
- Какое окончание имеют глаголы 1 спряжения? (- ешь).
- Какое окончании имеют окончания 2 спряжения? ( - ишь)
- Как называется изменение окончаний? ( спряжением)
- Разделите предложенные слова на две группы: летаешь, сторожишь, висишь,упадёшь, молчишь, живёшь.
- Все ли сумели справиться с этим заданием. Поднимите руку.
(Озвучить количество справившихся.)
- Выберите лишнее слово: говоришь, поешь, решишь, упадёшь, летают.
- Это и есть задача нашего следующего урока: узнать к какому спряжению относятся слова с такими окончаниями.
Домашнее задание
Упр. 129, правило стр 87.
- Закончите предложение:
- Кто на уроке был самым активным? Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:
- Кто работал на более низком уровне?
- Я надеюсь, что на следующем уроке многие ребята будут более активными.
- А я говорю вам спасибо за урок.