Конспект урока с презентацией для 5 класса.
Цель: расширить знания детей о служебных частях речи;
познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами;
развивать орфографическую зоркость;
развивать речь, мышление.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Представиться. Прочесть стихотворение.
Каникулы прошли – какая жалость!
От них воспоминанье лишь осталось.
Теперь еще вам много долгих дней
Сидеть за школьной партою своей.
Но я прошу сегодня вас, ребята,
Настроиться серьезно на урок.
И не шуметь, как делали когда – то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Откройте быстро школьные тетради,
Число и месяц нужно записать.
И время даром мы не будем тратить,
Скорей откройте школьную тетрадь.
Слайд № 1. Число, классная работа. (Пропустить строчку для записи темы).
2. Беседа по теме глагол.
- Что означают глаголы как часть речи?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Как изменяется в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам).
- Как изменяется в прошедшем времени? (По числам и родам в единственном числе).
- Синтаксическая роль – сказуемое.
3. Не говори - не умею, (слайд № 3)
А говори – научусь!
- Объясните смысл этой пословицы.
- Запишите. Найдите орфограммы.
- Обратили внимание, что в тексте встречаются глаголы. (Попросить назвать).
- Какой смысл они имеют? Отрицательный или положительный?
- Не – что это? Какая часть речи?
- Не – это служебная часть речи. Она называется частицей.
- Назовите тему нашего урока (Слайд № 5).
Запишем ее.
4. Подготовка к изучению нового материала.
(Не) смотреть
(Не) найти
(Не) обидеться
Не смотреть
Не найти
Не обидеться
- Запишите глаголы.
- Как вы написали глаголы с отрицательной частицей не?
2) Сделайте вывод о правописании частицы не с глаголами.
Вывод: Отрицательная частица не с глаголами пишется отдельно. (слайд 6)
Сравните с написанием Ненавидеть
Негодовать
Уберем частицу не, глаголы потеряли смысл.
Вывод пробуют сформулировать сами (слайд №7)
Проверяем (слайд №8)
Составляем алгоритм, записываем.
Запоминаем глаголы, не употребляющиеся без не.
Ненавидеть
Негодовать
Недомогать
Недоумевать
Неистовствовать
Нежиться
5. Физминутка.
Задание № 1.
«Четвертое лишнее»
Задание № 2.
Распределить слова.
(Не) написал, (не) сбережет, (не) поговорить,
(не) доумевал, (не) растаял, (не) годовать.
Задание № 3.
Загадки. Разгадываем и выписываем глаголы с не.
Задание № 4.
Запишите. Раскройте скобки. Объясните смысл пословиц.
Потчевать велено, а (не)волить грех.
Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
Задание № 5. Предложения по схемам.
на доске: Дру(ж,ш)ба крепкая (не)сл(а,о)мается.
(Не) шелохнётся (на) б(и,е)р(и,е)гу цапля.
(Не) колышется в(о,а)да (в) оз(и,е)ре.
Карточки
Задание № 6. Графический диктант.
Чтение рассказа В. Голядкина.
- Понравился рассказ? Что понравилось?
- Чему учит?
- К какому стилю речи его можно отнести?
- К какому типу речи можно отнести текст? (Повествование, передача событий).
- Чтобы передать последовательность действий героя, какую часть речи использует автор?
- Заметили ли вы, были ли в тексте глаголы с частицей не?
5. Домашнее задание. У каждого из нас было в жизни интересное поучительное событие, которым бы нам хотелось поделиться. Напишите рассказ. Должны быть использованы глаголы с частицей не.
Страница 244, упр. 619.
6. Подведение итогов.
7. Оценки за урок.