Конспект урока: Временные глаголы. 4 класс

Цели:

Учебные:

- Ввести понятие «изучение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организационную поисково – исследовательскую деятельность учащихся;

- научит различать глаголы по временам;

- научить анализировать, обобщать, точно формулировать вывод, классифицировать;

- формировать навыки правописание и самоконтроля;

- обогатить речь глаголами.

Развивающие:

- развивать у учащихся навыки грамотного и каллиграфического письма;

- развивать внимание к правильному употреблению слов с учетом их соматической (смысловой) сочетаемости;

- развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к учению, аккуратности, любознательности.

- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах;

- любовь к родному языку.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Традиционная 

Ход урока

I. Организационный момент.

(психологический настрой, звучит тихая музыка) У. /на доске три тучки: веселая, грустная, хмурая/

- Ребята посмотрите внимательно на тучки. Какая вам больше нравиться? /ответы детей/

- Я рада. Что у всех ребят хорошее настроение.

II. Постановка целей урока. /на доске записаны слова: спины, руки, тетради, ручки/

- Как вы думаете, что я хотела вам сказать этими словами?

Выпрямились, положили правильно тетради, приготовили ручки.

- Что объединяет слова второй группы?

- Эти слова- глаголы.

- Что вы знаете о глаголе? Приведите примеры.

- Как вы смогли убедиться, без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.

- Сегодня мы продолжим работу по теме: Глаголы.

III Минутка чистописания. /работа со словарными словами/

- Откройте тетради и запишите в них сегодняшнее число, «Классная работа».

- Сегодня мы повторим правильное написание букв:

Посмотреть на восток, сварить картофель, вычистить посуду, беседовать с другом, читали газету, посетил библиотеку, купит билет.

- Докажите правописание слов.

- Надпишите вопрос над каждым глаголом.

- Какие грамматические признаки присуще каждому глаголу.

IV Работа над новой темой.

Найдите глаголы в тексте/текст на доске/.

Рыженький котик сидел на окошке,

И увидел он знакомую кошку.

Он ей песню спел,

А потом поел.

Вот теперь сидит,

На нее глядит.

Кисонька мурлычет:

Кота к себе кличет.

- Пойдем, котик, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой говорить.

- На какие три группы можно разделить эти глаголы?

1. Актуализация опорных знаний.

- Заполните схему:

Время глагола

Будущее                                    Настоящее                          Прошедшее

Что делает?                                 Что делал?                 Что будет делать?

- Для этого вспомните и воспроизведите вопросы каждого времени.

- Приведите примеры.

- Глагол сидел какого времени?

- А во множественном числе как будет звучать этот глагол?

- Как вы употребили этот глагол в настоящем времени?

- А во множественном?

- В будущем времени какой глагол вы бы употребили?

- Давайте сделаем вывод, я начну, а вы закончите: глаголы могут…

- Напишите глагол лежать. Измените его по  временам.

- Напишите глагол прыгать. Измените его по временам.

- Укажите времена глаголов.

Вывод:

 Прошедшее время-

 То, что прошло:

 «Вчера мы писали»,

 «Солнце ушло».

 Настоящее время

 Приходит теперь:

 «Мы пишем имя».

 «Бегает зверь».

 Будущее время

 Еще не пришло:

 «После уроков

 «Пойдем мы в кино».

- В словаре Даль /учитель показывает словарь/  дает такое объяснение.

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.

 - А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай мое время». Только для этого определения времени мы не будем смотреть на часы.

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

«Ухожу» - кричит сегодня.

«А  вчера, - кричит, - ушел»,

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему. /устная работа/

Жаворонок звенит, дятел будет кричать, комар пищит, змея шипит, соловей запел, сорока трещит.

Работа в парах.

- Составьте по картинкам и напишите предложения сначала с глаголами, которые отвечают на вопрос что делает?, потом – с глаголами, которые отвечают на вопрос что делал? (Что делала?). Подчеркните глаголы.

Обозначьте время. /проверка друг у друга/.

VI Физкульминутка.

VII Работа по учебнику.

/стр. 64-67/

- Упраж. № 34

- Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных и помещенных в скобках орфограмм.

- Спишите текст каллиграфическим подчерком. Подчеркните глаголы и укажите время.

/проверка работ/

VIII Закрепление.

Выборочный диктант

- Запишите:

I вариант – глаголы настоящего времени;

II вариант – глаголы прошедшего времени;

III вариант – глаголы будущего времени.

Встал, идут, соберут, разбудил, взяли, разговаривают, погуляют, отдохнут, сорвал, позавтракают, отрезали, пошли.

Проверка выполненной работы.

IХ Итог урока.

О чем мы узнали сегодня на уроке?

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Как изменяется глагол?

- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени. Приведите пример.

- На какой вопрос отвечает глагол прошедшего времени? Приведите пример.

- На какой вопрос отвечает глагол будущего времени? Приведите пример.

Х Домашнее задание.

Стр. 64 упр. №31

- Ребята, конце урока посмотрите на тучки. Какое у вас сейчас настроение?

- Я рада, что вы сегодня в хорошем настроение закончили урок и многое узнали о глаголе, ведь наша речь без глаголов была бы очень бедной.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!