Цели:
Учебные:
- Ввести понятие «изучение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организационную поисково – исследовательскую деятельность учащихся;
- научит различать глаголы по временам;
- научить анализировать, обобщать, точно формулировать вывод, классифицировать;
- формировать навыки правописание и самоконтроля;
- обогатить речь глаголами.
Развивающие:
- развивать у учащихся навыки грамотного и каллиграфического письма;
- развивать внимание к правильному употреблению слов с учетом их соматической (смысловой) сочетаемости;
- развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к учению, аккуратности, любознательности.
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах;
- любовь к родному языку.
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Традиционная
Ход урока
I. Организационный момент.
(психологический настрой, звучит тихая музыка) У. /на доске три тучки: веселая, грустная, хмурая/
- Ребята посмотрите внимательно на тучки. Какая вам больше нравиться? /ответы детей/
- Я рада. Что у всех ребят хорошее настроение.
II. Постановка целей урока. /на доске записаны слова: спины, руки, тетради, ручки/
- Как вы думаете, что я хотела вам сказать этими словами?
Выпрямились, положили правильно тетради, приготовили ручки.
- Что объединяет слова второй группы?
- Эти слова- глаголы.
- Что вы знаете о глаголе? Приведите примеры.
- Как вы смогли убедиться, без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.
- Сегодня мы продолжим работу по теме: Глаголы.
III Минутка чистописания. /работа со словарными словами/
- Откройте тетради и запишите в них сегодняшнее число, «Классная работа».
- Сегодня мы повторим правильное написание букв:
Посмотреть на восток, сварить картофель, вычистить посуду, беседовать с другом, читали газету, посетил библиотеку, купит билет.
- Докажите правописание слов.
- Надпишите вопрос над каждым глаголом.
- Какие грамматические признаки присуще каждому глаголу.
IV Работа над новой темой.
- Найдите глаголы в тексте/текст на доске/.
Рыженький котик сидел на окошке,
И увидел он знакомую кошку.
Он ей песню спел,
А потом поел.
Вот теперь сидит,
На нее глядит.
Кисонька мурлычет:
Кота к себе кличет.
- Пойдем, котик, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой говорить.
- На какие три группы можно разделить эти глаголы?
1. Актуализация опорных знаний.
- Заполните схему:
Время глагола
Будущее Настоящее Прошедшее
Что делает? Что делал? Что будет делать?
- Для этого вспомните и воспроизведите вопросы каждого времени.
- Приведите примеры.
- Глагол сидел какого времени?
- А во множественном числе как будет звучать этот глагол?
- Как вы употребили этот глагол в настоящем времени?
- А во множественном?
- В будущем времени какой глагол вы бы употребили?
- Давайте сделаем вывод, я начну, а вы закончите: глаголы могут…
- Напишите глагол лежать. Измените его по временам.
- Напишите глагол прыгать. Измените его по временам.
- Укажите времена глаголов.
Вывод:
Прошедшее время-
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя».
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
«Пойдем мы в кино».
- В словаре Даль /учитель показывает словарь/ дает такое объяснение.
Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.
- А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай мое время». Только для этого определения времени мы не будем смотреть на часы.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
«Ухожу» - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушел»,
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему. /устная работа/
Жаворонок звенит, дятел будет кричать, комар пищит, змея шипит, соловей запел, сорока трещит.
V Работа в парах.
- Составьте по картинкам и напишите предложения сначала с глаголами, которые отвечают на вопрос что делает?, потом – с глаголами, которые отвечают на вопрос что делал? (Что делала?). Подчеркните глаголы.
Обозначьте время. /проверка друг у друга/.
VI Физкульминутка.
VII Работа по учебнику.
/стр. 64-67/
- Упраж. № 34
- Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных и помещенных в скобках орфограмм.
- Спишите текст каллиграфическим подчерком. Подчеркните глаголы и укажите время.
/проверка работ/
VIII Закрепление.
Выборочный диктант
- Запишите:
I вариант – глаголы настоящего времени;
II вариант – глаголы прошедшего времени;
III вариант – глаголы будущего времени.
Встал, идут, соберут, разбудил, взяли, разговаривают, погуляют, отдохнут, сорвал, позавтракают, отрезали, пошли.
Проверка выполненной работы.
IХ Итог урока.
- О чем мы узнали сегодня на уроке?
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Как изменяется глагол?
- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени. Приведите пример.
- На какой вопрос отвечает глагол прошедшего времени? Приведите пример.
- На какой вопрос отвечает глагол будущего времени? Приведите пример.
Х Домашнее задание.
Стр. 64 упр. №31
- Ребята, конце урока посмотрите на тучки. Какое у вас сейчас настроение?
- Я рада, что вы сегодня в хорошем настроение закончили урок и многое узнали о глаголе, ведь наша речь без глаголов была бы очень бедной.