Конспект урока русского языка 5 класс: Виды глагола

Цель урока: знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению;

владеть способом действия по распознаванию видов глагола.

Ход урока: 

1. Проверка домашнего задания: упр 637 (письмо по памяти)

2. Объяснение нового материала.

А. Работа с текстом. Задание: прочитайте текст, найдите глаголы, распределите их в два столбика:

1. – отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

2. – отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

Вернулось солнце. Гусь запускал свою длинную шею в ведро, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой  серебряный, сверкающий клюв… И загоготал.

Проверка работы: взять на столе учителя листы с глаголами и распределить их на листы – столбики.

Какие глаголы указывают на процесс самого действия? Какие – на достижение результата?

Вывод: глаголы, которые указывают на процесс самого действия и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛИ? – несовершенного вида.

Глаголы, которые указывают на то, что действие завершено, достигло определённого результата и отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛИ? –совершенного вида 

Б. Работа с учебником.

Стр. 109, параграф 111  - рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы

3. Закрепление материала.

А. Выборочное списывание – упр.638. Задание: прочитайте текст, выпишите глаголы парами, поставьте к ним вопросы, укажите их вид.

Б. Творческое списывание. Задание: вставьте глаголы нужного вида в неопределённой форме. Объясните употребление вида.

1) Он привык _______ громко.

2) Он успел _______ на этот автобус.

3) Как вам удалось ________ книгу, которой не было в библиотеке?

4) Она перестала _______________письма  подруге.

5) Мне надоело ________ одно и то же.

6) Он продолжал ________, несмотря на шум.

7) Ты забыл _______ письма.

8) Мы научились ________ английский текст без словаря.

 

Слова для справок:

1) говорить – сказать;

2) садиться – сесть;

3) доставать – достать;

4) писать – написать;

5) повторять – повторить;

6) читать – прочитать;

7) отправлять – отправить;

8) переводить – перевести. 

В. Игра «Третий лишний».

Задание: определить глагол, который является лишним в строчке, составив с ним словосочетание «гл. + сущ.»

1) Открыть, прикрыть, открывать.

2) Читать, рисовать, списать.

3) Побледнел, бледнел, белел.

4) Бродить, бежать, сбежать.

Г. Творческое задание: составить подобное задание («Третий лишний») 

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание: параграф 111, упр. 640. 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!