Цель урока: знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению;
владеть способом действия по распознаванию видов глагола.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания: упр 637 (письмо по памяти)
2. Объяснение нового материала.
А. Работа с текстом. Задание: прочитайте текст, найдите глаголы, распределите их в два столбика:
1. – отвечают на вопрос что делать?
2. – отвечают на вопрос что сделать?
Вернулось солнце. Гусь запускал свою длинную шею в ведро, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, сверкающий клюв… И загоготал.
Проверка работы: взять на столе учителя листы с глаголами и распределить их на листы – столбики.
Какие глаголы указывают на процесс самого действия? Какие – на достижение результата?
Вывод: глаголы, которые указывают на процесс самого действия и отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? – несовершенного вида.
Глаголы, которые указывают на то, что действие завершено, достигло определённого результата и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? – совершенного вида
Б. Работа с учебником.
Стр. 109, параграф 111 - рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы
3. Закрепление материала.
А. Выборочное списывание – упр.638. Задание: прочитайте текст, выпишите глаголы парами, поставьте к ним вопросы, укажите их вид.
Б. Творческое списывание. Задание: вставьте глаголы нужного вида в неопределённой форме. Объясните употребление вида.
Слова для справок:
В. Игра «Третий лишний».
Задание: определить глагол, который является лишним в строчке, составив с ним словосочетание «гл. + сущ.»
Г. Творческое задание: составить подобное задание («Третий лишний»)
4. Итог урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание: параграф 111, упр. 640.