Цель:
образовательные:
- расширить знания учащихся об общем грамматическом значении глагола;
- познакомить с разнообразием лексических значений, выражаемых глаголами;
развивающие:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие умения правильно и точно употреблять глаголы в речи;
- развитие выразительности их речи;
- способствовать обогащению лексикона учащихся;
воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к слову, точность и правильность его употребления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактический материал: Карточка «Общее грамматическое значение глагола», карточка «Работа с текстом», рисунки детей по теме «Глагол – это движение всей фразы».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Мы приступаем к изучению самой «живой», «динамичной» части речи. Она яркая, эмоциальная, придаёт нашей речи движение, действие. Вы её уже узнали. Правильно, это глагол. А сейчас запомните и назовите слова этой части речи в отрывке стихотворения, который я прочту.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Назовите слова, которые вы запомнили, и докажите, что это глаголы.
II. Актуализация знаний учащихся о глаголе. Подготовка к усвоению нвого материала.
Работа строится с использованием видеодемонстрации «Глагол как часть речи» Часть 1, 2. Включение видеодемонстрации позволяет учащимся получить дополнительную информацию и формирует у них целостное понимание сущности понятия «глагол».
По ходу демонстрации проводится беседа с учащимися. Основа беседы – вопросы, рассматриваемые в видеодемонстрации.
III. Новый материал.
Знакомство с понятием «Общее грамматическое значение глагола». Учебник «Русский язык. Теория 5-9 классы», §82, с.117.
- Ребята, мы с вами выяснили, что без глагола «язык наш мертв». Что же обозначает глагол?
Учащиеся:
- Действия происходят самые разнообразные и в жизни человека, и в природе.
Учитель:
- Приведите примеры различных действий.
Работа учащихся с учебником. Чтение теоретического материала §82, с.117.
Учитель:
- Пречислите действия, которые называют глаголы и подберите свои примеры.
Ответы учащихся.
IV. Закрепление знаний.
1. Устная работа с использованием рисунков, приготовленных учащимися к уроку.
У вас на столе – рисунки. Назовите глаголы, обозначающие различные действия, подберите примеры по рисунку.
Образец:
состояние природы: осветит (лес), светит (солнце)
перемещение в пространстве: плавает (по реке), бежит (по дороге).
2. Письменная работа. Закрепление алгоритма определения значения глаголов.
Карточка «Общее грамматическое значение глагола».
Задание: распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение.
Карточка «Общее грамматическое значение глагола»
Трудовая деятельность |
Умственная деятельность |
Перемещение в пространстве |
Состояние человека |
Состояние природы |
|
|
|
|
|
знобить,
плавать,
повторять,
цементировать,
радоваться,
мечтать,
учиться,
собирать,
подморозить,
чувствовать,
проговаривать,
шагать,
вечереть,
выращивать,
путешествовать,
шефствовать.
3. Работа с текстом. Закрпление навыка использования знаний в новой ситуации.
Задания:
- озаглавить текст;
- вставить наиболее подходящий по смыслу, точный глагол;
- продолжить текст (2-3 предложения);
- обозначить корни с чередованием и условия выбора гласной.
Текст.
Мы … удобное место, … дров, … костёр, … из рюкзаков свои припасы и … их под деревом. Потом … удочки и … … рыбу.
Но вот над рекой … солнце, и мы … от восторга.
Проверка работы. Какую функцию выполняют глаголы?
V. Творческая работа. Применение знаний в творческой ситуации.
«Знаешь ли ты фразеологизмы?». Заменить фразеологизмы одним словом – глаголом.
Вставлять палки в колёса – …
Гнуть спину – …
Обвести вокруг пальца – …
Задать жару – …
Заметать следы – …
Сесть в калошу - …
VI. Обобщение.
Что нового вы узнали о глаголе?
Какую речевую функцию выполняет глагол?
Почему глагол нам необходим в речи?