Программа: РО по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Цели урока:
Образовательная:
- Обнаружение нефонемных (противоречащих закону письма) написаний в падежных окончаниях и уточнение в связи с этим порядка действий при проверке орфограмм в этих случаях.
- Расширение словарного запаса детей.
Развивающая:
- Развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.
- Развитие психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти, внимания, развитие познавательных умений
Воспитательная:
- Воспитание навыков культурного общения, аккуратности, толерантности.
- Воспитание патриотизма к своей родине.
Здоровьесберегающая:
- Осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими ЗУН.
Задачи:
1. Обнаружить несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия.
2. Выявить особенности основы этих слов.
3. Ввести в порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих предметы, дополнительную проверку при обозначении фонемы <э>.
4. Зафиксировать результат своей работы.
5. Выполнить тренировочные упражнения по этой теме.
Этапы урока:
1. Приветствие. (Организационный момент- положительный настрой, рефлексия своего настроения).
2. Создание ситуации успеха (демонстрация детьми ранее полученных знаний).
3. Постановка проблемы перед учащимися.
4. Учебная деятельность. Открытие нового.
5. Учебно- практическая деятельность.
6. Итоговая рефлексия.
7. Домашнее задание.
8. Итог урока.
9. Оценивание.
Ход урока
1. Приветствие.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
- За окном прекрасная погода. В нашем классе тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка.
- Откройте тетради. Запишите число, вид работы.
2. Создание «ситуации успеха».
- Прочитайте предложение на доске: Всякому мила родная сторона.
- Как вы понимаете слово мила? (Дорога, близка, любима.)
Это слово часто встречается в пословицах, например: «Своя земля и в горсти мила». Среди дорогих сердцу слов есть одно, которое родственно слову родная, родной.
-Какое это слово? (Родина).
- Как вы понимаете слово Родина?
- Какие близкие слова ему слова по значению вы знаете? (Родной край, Отчизна, родная страна, Отечество, Россия.)
- Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)
- Что значит Отчизна?
- Запишите словарные слова в тетрадь.
- Вставьте одно из этих слов в пословицу, которую сложил народ о своей Родине: В армии быть – _______________ служить .
- Как вы её понимаете?
- Что значит дорожить Родиной?
- Подставляем слово – страна. Окончание е, ударное.
- Подставляем слово – Родина. Родине служить . ж.р. Окончание е. безударное. Как проверяем? (Стране.)
- Подставляем слово – Отчизна. Ж.р.Получается – Отчизне. Как проверить окончание?
- Подставляем слово – Россия. Ж.р. России. Нужно писать е, а у нас выходит и.
3. Постановка проблемы.
- Возможно ли такое?
У нас несколько слов женского рода, а буквы при написании падежных окончаний разные. Может это орфограммы – нарушители? Нам необходимо разобраться в этой ситуации. Какая орфограмма нарушает закон письма и по каким правилам она пишется? Это и есть задача нашего урока.
4. Учебная деятельность. Открытие нового знания.
- Ну а чтобы доказать - нужно представить слово в виде фонем. Выполним звуковой анализ слова Россия - [р а сʹ и йʹ а]- ж.р.
- По закону письма мы должны написать в Предложном падеже – е, а мы пишем и. Это и есть слова – исключения. Вместо фонемы <э> пишем букву и.
- Какой вывод мы сделали?
- Вывод: [ и йʹ] <э> и
Вернитесь в пословицу. Какое слово тоже является словом – нарушителем?
- Докажите. Представьте в виде фонем.
армия. ([а р мʹ и йʹ а] –ж.р.
- Вывод: (повторить).
6. Учебно- практическая деятельность.
(Направлена на закрепление нового знания.)
А) – Прочитайте слова. Какую особенность заметили?
армия
Россия
Мария
Азия
Туркмения
гимназия
история
- На какие фонемы заканчивается эти слова?
_ Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
_ Что такое Россия, Мария, Азия, Туркмения. Ч
- Что у них общего? (Слова женского рода, оканчивающиеся на [ийʹ].)
- Поставьте слова в предложный падеж -1 ряд., дательный падеж- 2 ряд, родительный падеж.- 3 ряд. Докажите. Что поставили в нужный падеж. (Самостоятельная работа.)
-Какие буквы написали в падежном окончании?
Б)- (Работа в паре.) Вставьте пропущенные буквы в словах предложений.
-У нас ещё зима, но весна уже наступает. На Кавказ_ уже цветут фиалки, прорастают в Ази_ семена февральских посев_в. Миндаль зацветает в Туркмени_. Птичьи стаи заволновались на Зимовках в Иран_, Египт_. Уже берут курс на север грачи.
- Какие буквы написали. Почему? ( Слова – нарушители. Исключение из правил.)
- Сколько человек справилось с заданием без ошибок. Поднимите руку. (Озвучить количество человек.)
7. Итоговая рефлексия.
( на листочках) Ответьте на вопрос.
- Все ли слова пишутся по законам письма? (Нет.)
- У слов какого рода вы наблюдали сегодня нарушение письма? (Ж.р._
- На что закончивается фонемное написание этих слов? ( На [ийʹ]).
- Какой вывод можно сделать о написании этих слов?
- Разделите предложенные слова на две группы. По какому признаку вы их разделили.
Армия, Родина, Отчизна, Мария, история, сторона.
- Все ли сумели справиться с этим заданием. Поднимите руку.
(Озвучить количество справившихся.)
- Выберите лишнее слово. Армия, Россия, Мария, история, гимназия, санаторий, Азия, Туркмения. ---- Почему?
- Это и есть задача нашего следующего урока: проверить написание падежных окончаний у слов мужского рода, оканчивающихся ни [ийʹ].
8. Домашнее задание.
Упр. 196.
9. Итог урока. Так почему в пословице «В армии быть – России служить» нужно в слове армии, России писать букву и?
Какой вывод мы сегодня вывели на уроке?
10. Оценивание.
- Кто на уроке был самым активным? Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:
- Кто работал на более низком уровне?
- Я надеясь, что на следующем уроке многие ребята будут более активными.
- А я говоря вам спасибо за урок.