Конспект урока: Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов женского рода типа армия. 3 класс

Программа: РО по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Цели урока:

Образовательная:

- Обнаружение нефонемных (противоречащих закону письма) написаний в падежных окончаниях и уточнение в связи с этим порядка действий при проверке орфограмм в этих случаях.

- Расширение словарного запаса детей.

Развивающая:

- Развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.

- Развитие психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти, внимания, развитие познавательных умений

Воспитательная:

- Воспитание навыков культурного общения, аккуратности, толерантности.

- Воспитание патриотизма  к своей родине.

Здоровьесберегающая:

- Осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими ЗУН.

Задачи:

 1. Обнаружить несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия.

2. Выявить особенности основы этих слов.

3. Ввести в порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих предметы, дополнительную проверку при обозначении фонемы  <э>.

4. Зафиксировать результат своей работы.

5. Выполнить тренировочные упражнения по этой теме.

Этапы урока:

1. Приветствие. (Организационный момент- положительный настрой, рефлексия своего настроения).

2. Создание ситуации успеха (демонстрация детьми ранее полученных знаний).

3. Постановка проблемы перед учащимися.

4. Учебная деятельность.  Открытие нового.

5. Учебно- практическая деятельность.

6. Итоговая рефлексия.

7. Домашнее задание.

8. Итог урока.

9. Оценивание.

Ход урока

1. Приветствие.

 Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

- За окном прекрасная погода. В нашем классе  тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка.

- Откройте тетради. Запишите число, вид работы.

2.  Создание «ситуации успеха».

- Прочитайте предложение на доске: Всякому мила родная сторона.

- Как вы понимаете слово мила? (Дорога, близка, любима.)

Это слово часто встречается в пословицах, например: «Своя земля и в горсти мила». Среди дорогих сердцу слов есть одно, которое родственно слову родная, родной.

-Какое это слово? (Родина).

- Как вы понимаете слово Родина?

- Какие близкие слова ему слова по значению вы знаете?   (Родной край, Отчизна, родная страна, Отечество, Россия.)

- Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)

- Что значит Отчизна?

- Запишите словарные слова в тетрадь.

- Вставьте одно из этих слов в пословицу, которую сложил народ о своей Родине:  В армии быть – _______________ служить .

- Как вы её понимаете?

- Что значит дорожить Родиной?

- Подставляем слово  – страна. Окончание  е, ударное.

- Подставляем слово – Родина. Родине служить . ж.р. Окончание е. безударное. Как проверяем? (Стране.)

- Подставляем слово – Отчизна. Ж.р.Получается – Отчизне. Как проверить окончание?

- Подставляем слово – Россия. Ж.р. России.  Нужно писать е, а у нас выходит и.

3. Постановка проблемы.

- Возможно ли такое?

У нас несколько слов женского рода, а буквы  при написании падежных окончаний разные. Может это орфограммы – нарушители? Нам необходимо разобраться в этой ситуации. Какая орфограмма нарушает закон письма и по каким правилам она пишется? Это и есть задача нашего урока.

4. Учебная деятельность. Открытие нового знания. 

- Ну а чтобы доказать - нужно представить  слово в виде фонем.  Выполним звуковой анализ слова  Россия - [р а сʹ и йʹ а]- ж.р.

- По закону письма мы должны написать в Предложном падеже – е, а мы пишем и. Это и есть слова – исключения.  Вместо фонемы <э> пишем букву и.

- Какой вывод мы сделали?

- Вывод:                             [ и йʹ]    <э>             и

 Вернитесь в пословицу.  Какое слово тоже является словом – нарушителем?

- Докажите. Представьте в виде фонем.

армия. ([а р мʹ и йʹ а] –ж.р.

- Вывод: (повторить).
6.  Учебно- практическая деятельность.

(Направлена на закрепление нового знания.)

А) – Прочитайте слова. Какую особенность заметили?

армия

Россия

Мария

Азия

Туркмения

гимназия

история

- На какие фонемы заканчивается эти слова?

_ Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

_ Что такое Россия, Мария, Азия, Туркмения. Ч

- Что у них общего?  (Слова женского рода, оканчивающиеся на [ийʹ].)

- Поставьте слова в  предложный падеж -1 ряд., дательный падеж- 2 ряд, родительный падеж.- 3 ряд. Докажите. Что поставили в  нужный падеж. (Самостоятельная работа.)

-Какие буквы написали в падежном окончании?

Б)-  (Работа в паре.) Вставьте пропущенные буквы в словах предложений.

  -У нас ещё зима, но весна уже наступает. На Кавказ_ уже цветут фиалки, прорастают в Ази_ семена февральских  посев_в.  Миндаль зацветает в Туркмени_. Птичьи стаи заволновались на Зимовках в Иран_, Египт_. Уже берут курс на север грачи.

- Какие буквы написали. Почему? ( Слова – нарушители.  Исключение из правил.)

- Сколько человек справилось с заданием без ошибок. Поднимите руку. (Озвучить количество человек.)

7.  Итоговая рефлексия.

 ( на листочках) Ответьте на вопрос.

- Все ли слова пишутся по законам письма?  (Нет.)

-  У слов какого рода вы наблюдали сегодня нарушение письма? (Ж.р._

- На что закончивается фонемное написание этих слов? ( На [ийʹ]).

- Какой вывод можно сделать о написании этих слов?

- Разделите предложенные слова на две группы. По какому признаку вы их разделили.

Армия, Родина, Отчизна, Мария,  история, сторона.

- Все ли сумели справиться с этим заданием. Поднимите руку.

(Озвучить количество справившихся.)

- Выберите лишнее слово. Армия, Россия, Мария, история, гимназия, санаторий, Азия,  Туркмения. ---- Почему?

- Это и есть задача нашего следующего урока: проверить написание падежных  окончаний у слов мужского рода, оканчивающихся ни [ийʹ].

8.  Домашнее задание.

Упр. 196.

9.  Итог урока. Так почему в пословице «В армии быть – России служить»  нужно в слове армии, России  писать букву и?

Какой вывод мы сегодня вывели на уроке?

10.  Оценивание.

- Кто на уроке был самым активным?  Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

- Кто работал на более низком уровне?

- Я надеясь, что на следующем уроке многие ребята будут более активными.

- А я говоря вам спасибо за урок.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!