Цель: Познакомить с новой орфограммой; учить различать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и слова с удвоенной согласной в корне; повторить написание слов с удвоенной согласной в корне.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Веселый прозвенел звонок
Мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
- Запись числа и классная работа.
- Какая орфограмма встретилась нам в слове классная? Удвоенная согласная в корне.
- В какой части слова находится эта орфограмма? В корне.
- Что такое корень?
- Какие согласные могут быть удвоенными?
3. Словарная работа.
мм лл нн жж рр сс пп кк
- Повторим написание слов с удвоенной согласной в корне в игре «Обгонялки». Я задумала слово, подготовила подсказки для вас. Кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске.
1. Этим словом называют раздел науки о языке;
- так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударной гласной (грамматика).
2. В нем спрятался кросс, но к спорту слово не относится;
- часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов (кроссворд).
3. Этим именем звали красивого юношу;
- он был так влюблен в себя, что никого и ничего не замечал, а все время смотрел на свое прекрасное лицо, отраженное в воде. В наказание боги превратили его в цветок. (Нарцисс).
4. Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев;
- в этом произведении мало героев, оно небольшое по объему (рассказ).
4. Постановка проблемного вопроса и поиск решения
- В какой части слова удвоенная согласная в 1, 2, 3 слове?
- А в слове рассказ?
- Как вы думаете, всегда ли удвоенная согласная находится в корне?
- Определим в слове рассказ его части.
- Почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная?
- Прочитайте тему урока
- Выделим ключевые слова, которые отражают тему урока.(Орфограмма, удвоенная согласная, приставка, корень, стык)
Выяснение лексического значения слова «стык» по словарю.
- Чему должны научиться на уроке?
5. Упражнения на закрепление
- Спиши слова, объясни графически, почему пишется в этих словах удвоенная согласная: рассыпать, рассмотреть, оттащу, ссохлись, исследовать.
- Игра «Исследователи» - упражнение 160 стр. 108 (учебник Е. В. Бунеева «Русский язык» 3 класс)
Упражнение для устной работы:
- Как вы думаете, а так ли важно знать эту орфограмму?
- Что изменится от того, сколько согласных мы напишем в слове? Например: отрубить и оттрубить.
- Чем различаются эти слова?
Работа с деформированным предложением:
- человек, на улице, жил, рассеянный, Бассейной.
- горохом, звонки, рассыпаются, телефонные.
Списать, найти слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, обозначить графически.
Проверка:
- Назови слова с удвоенной согласной в корне, на стыке приставки и корня.
- Какие слова с удвоенной согласной остались?
- Почему мы не назвали эти слова, ведь там есть удвоенная согласная?
6. Итог урока
- Ответьте на вопрос, заданный в теме урока.
- Оценим свою работу на уроке по шкале
7. Домашнее задание
Стр. 111, упражнение 5 или подберите самостоятельно предложение со словами с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня. что изменится от того, сколько согласных мы напишем в слове?