Цели урока:
вывести правило правописания безударных гласных в корне слова;
формировать умение применять на практике правило проверки безударных гласных;
учить находить безударную гласную в корне слова;
развивать интерес к языку;
осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение;
развивать орфографическую зоркость;
развивать творческие способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Мы сегодня отправляемся в гости к словам. Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач.
Физминутка для пальчиков.
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики.
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять.
II. Изучение нового материала.
(На доске написано: приходи с мечом, вечером, сыграем.)
Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы ответите, почему так получилось?
Дима написал своему дружку Пете записку: "приходи с мечом, вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
— Ну как? — Спросил Дима вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам придет.
— Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч.
Почему так получилось?
Надо выяснить, как проверить безударную гласную.
Какие гласные буквы надо проверять? (а,о,и,е,я).
Как вы понимаете, что такое проверочное слово?
Подберем проверочные слова:
III. Минутка чистописания.
Работа в тетради 1.
а) Рассмотрим рисунок:
Чем похожи и чем отличаются эти элементы?
б) Игра "Какие буквы спрятались?”
в) Написание заглавных букв Г, Т, П, Р.
2. Прочитайте предложение.
Русский язык – это язык Пушкина и Толстого…
Объясните значение этого предложения.
На русском языке говорили и писали великие поэты и писатели А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. Русский язык наш родной язык, мы на нем общаемся, думаем, и нам надо его хорошо знать.
Списывание предложения.
IV. Физминутка.
V. Закрепление изученного.
1. Игра “Отгадай слово”.
Какие это слова? (Однокоренные).
2. Расскажем сказку.
Хорошо живется ударной гласной корня, все отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её
под ударение, и она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно её написать и не составит труда.
3. Вывод на доске:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
4. Игра в загадки.
Ра-ра-ра, начинается...(игра).
Зеленый покров земли (трава).
Тает снег, течет ручей, на ветвях полно...(грачей).
На доске:
...гра, тр...ва, гр...чи.
· Выделить корень
· Поставить ударение
· Обозначить безударную гласную
· Подобрать проверочное слово
5. Самостоятельная работа по учебнику (1 класс, стр.44 №50).