Цель урока: Познакомить с правилом правописанием соединительных гласных в сложных словах.
Задачи урока.
Обучающие:
1. Содействовать осознанию ценности изученного материала.
2. Формирование навыков грамотного письма.
Развивающие:
1. Развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать.
2. Развитие речи, словарного запаса.
3. Развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
4. Развитие зрительного и слухового анализатора для восприятия информации.
Воспитательные:
1. Формирование коммуникативных и ценностных компетенций.
2. Формирование умения рефлексировать.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые методы:
1. Наглядный.
2. Частично – поисковый.
3. Элементы проблемного метода.
Формы работы: беседа, работа со справочной литературой, работа по карточкам с заданиями.
Предполагаемый результат. Расширение знаний учащихсяо правописании соединительной гласной в сложных словах, осознание актуальности имеющихся и вновь полученных знаний.
Оборудование: компьютер, карточки со схемами – орфограммами, карточки с заданиями для работы в группах, презентация к уроку, схема – алгоритм.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- приветствие
- запись числа в тетрадь
2. Актуализация знаний.
- Давайте повторим все известные вам орфограммы (выставляются карточки со схемами - орфограммами)
3.Словарная работа.
- Молодцы! А теперь прочитайте слова.
СЛАЙД №1.
Ненастный, весенний, пылесос, праздник, командир, лимон, аккуратный, соковарка, мясорубка, ссора, честный, здравствуй, характер, дельфин, медленно, кофеварка.
- Есть ли здесь слова со знакомыми орфограммами?
- Я предлагаю вам поработать в группах.
1 группа – выписывают слова с непроизносимыми согласными.
2 группа - выписывают слова с удвоенной согласной.
3 группа - выписывают слова с непроверяемыми написаниями.
(словарные слова)
Работают в группах, на досках с фломастерами.
Проверка: выступление команд, зачитывают слова.
Контрольные вопросы для каждой группы.
1 группа – Как проверить непроизносимую согласную?
2 группа – Вызывает ли затруднение правописание удвоенных согласных? Назовите алгоритм написания удвоенных согласных. (Необходимо запомнить правописание или при затруднении обращаться к орфографическому словарю.)
3 группа – Почему необходимо запомнить правописание словарных слов?
4. Формирование новых знаний.
- Все слова выписали?
- Какие слова остались? Прочитайте слова.
- Почему они не вошли ни в одну группу?
- Как можно назвать эту группу слов?
- Какие слова называют сложными?
СЛАЙД № 2.
- Слова, у которых два корня, называются сложными.
- Запишите слова в тетрадь, в столбик.
пылесос
соковарка
мясорубка
кофеварка
- Выделите корни в сложных словах.
Самопроверка. Возьмите зеленую пасту. Проверьте свою работу.
СЛАЙД №3.
- Кто выполнил правильно и самостоятельно на поля поставьте + и обводите в кружок.
- Кто допустил ошибку? Исправьте ее. Почему допустили ошибку?
- Почему эти слова являются сложными?
- Как вы думаете, если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?
- Я возьму корень – лед - и корень – руб -
Попробуйте соединить эти корни.
СЛАЙД № 4.
- Какое слово получилось? (ледруб)
- Получилось новое сложное слово?
- Смогли справиться с заданием? Почему? Чего недостаточно?
- Какую учебную задачу необходимо решить? (Как соединить два корня)
- Рассмотрите слова. Что находится между двумя корнями? (гласные о, е)
- Подчеркните ее.
СЛАЙД № 5.
- Какой вывод можем сделать?
СЛАЙД № 6.
- Два корня соединяет гласная о или е.
5. Физминутка.
- А вы знаете, когда надо писать соединительную гласную о, а когда е?
- Сможете назвать тему урока?
6. Тема нашего урока: «Соединительные гласные о или е в сложных словах».
СЛАЙД № 7.
- Сегодня мы должны узнать, когда пишется в сложных словах между корнями пишется соединительная гласная о, а когда е.
- Ответ на этот вопрос попробуйте найти самостоятельно.
СЛАЙД № 8. Карточка – помощница.
7. Работа в группах.
- Понаблюдайте в группах:
1. Какие гласные соединяют два корня в сложных словах.
2. После, каких согласных написаны соединительные гласные?
Карточки группам.
1 команда – водопад, долгоносик, глазомер.
2 команда – мореход, камнепад, вездеход.
3 команда – пешеход, кашевар, мышеловка.
Выступление групп.
- Сделайте вывод: Когда пишется соединительная гласная о? е?
СЛАЙД № 9.
Соединительные гласные
После твердого согласного после мягкого согласного после шипящих
О е е
8. Первичное закрепление изученного материала.
- Прочитайте правило в учебнике на стр. 89
- Правильно мы с вами рассуждали?
- Попробуем составить алгоритм.
Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах.
Алгоритм.
1. Произнеси слово.
2. Выделите корни.
3. Сложное слово?
4. На какой согласный оканчивается первый корень?
5. Твердый? Шипящий? Мягкий?
6. о е
7. Запишите слово.
8. Проверьте себя.
- Откройте инструкцию в учебнике на стр.90
- Прочитайте. Сравните с нашим алгоритмом. Все правильно?
- Пользуясь алгоритмом, попробуем определить, какую букву надо написать.
9. Работа с учебником стр.90, упр.126.
Комментируют запись 1,2,3 слова.
Самостоятельно записывают 4,5,6 слово.
Проверка. Прочитайте.
Носоглотка, древнерусский, мышеловка.
- Кто справился с написанием слов?
- Кому нужна помощь?
- А сможете составить схему к орфограмме: «Гласные о и е в сложных словах?»
- Начертите на листочках схему.
- Ребята, сейчас вы будете составлять сложные слова.
Стр.91, упр.128
- Образуйте сложные слова из данных пар слов.
- Какую соединительную гласную напишите? Почему?
- Запишите слова.
- Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.
Проверка. Прочитайте слова.
- Молодцы!
10. Итог урока. Рефлексия.
- Какую учебную задачу мы сегодня решали?
- Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
- После, каких звуков пишется соединительная гласная е?
- Когда пишется соединительная гласная о?
- Возьмите лист, где нарисовали схему.
- Обведите схему в рамочку зеленым цветом, если вы все поняли на уроке.
- Кому нужна помощь, кому сегодня было трудно обведите схему красным цветом.
Покажите схемы. Молодцы!
11. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению упражнения.
Правило стр. 89-90
Стр.97, упр.1.