Конспект урока: Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. 2 класс

УМК «Школа России»

Цели:

1. Формировать четкое представление о том, что мягкость согласных звуков обозначается на письме мягким знаком или гласными буквами и, е, е, ю, я.

2. Закрепить навыки правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

Учащимся предлагается  прописать 2 строчки, чередуя  строчные буквы е, е.

- Что мы знаем о буквах, которые сейчас записали. Дайте им характеристику.

(гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме).

Под диктовку учителя, на свободной строке учащиеся записывают образцы таких слов.

Ель, ежик, мельник, пес, сестра, мое, моет.

- Объясните роль букв е, е в данных словах.

(они обозначают мягкость согласных на письме)

3. Постановка темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем какие еще гласные буквы могут обозначать мягкость согласных на письме.

4. Работа по теме урока.

а) Повторить  правописание мягкого знака в словах, как одного из показателей мягкости согласных при  письме.

Учащимся предлагается отгадать загадки о животных, записать отгадки, в которых подчеркнуть мягкие согласные и назвать букву, которая показывает их мягкость на письме.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки,

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

(Рысь)

Словно царскую корону

Носит он свои рога

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

(Олень)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

- Как обозначается мягкость согласных во всех этих словах?

(мягкий знак указывает на мягкость согласного звука)

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы:

Мал…чик, кон…, осен…, дожд…, пис…мо.

б) работа над парами слов с целью формирования представления о гласных, обозначающих мягкость согласного звука на письме.

- Прочитайте пары слов.

нос- нес

Тома -Тема

лук - люк

дома - Дима

высок - висок

мал – мял

- На что обратили внимание?

(в первых словах согласный твердый, а во - вторых – мягкий)

- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука на письме?

(ь, и, е, е, ю, я)

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише - тише,
Деревцо все выше-выше.

6. Закрепление материала.

а) влияние гласных букв и, е, е, ю, я на  произношение согласных звуков.

Упр. 83, 84 – звуко - буквенный анализ слов кит, кот.

Двое учащихся работают у доски, комментируя свою работу.

Упр. 85, 86  (устно) – по цепочке.

Упр. 89 -  комментированное письмо.

б) правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Учащимся предлагается выписать слова с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща.

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, чайка, каланча –

Все слова на ча и ща.

Щука, чушь, ищу, молчу…-

Все слова на  чу и щу.

Я их твердо заучу –

И пятерку получу.

 

Проснулись ежи,

Выползают ужи,

Строят жилища

Чижи и стрижи.

- В чем особенность написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу?

7. Подведение итогов урока.

Какие буквы влияют на мягкость согласных звуков при произношении?

(ь и гласные и, е, е, ю, я)

Домашнее задание: правило, упр. 90

Размер:
28 Kb
Скачали:
132