Рабочая программа по русскому языку 1 класс. Школа 2100

Составлена на основе авторской программы  по русскому языку для четырехлетней начальной школы (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

В программу вошли разделы:

  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план
  • Учебно-методический комплект
  • Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года
  • Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г), примерной авторской программы по русскому языку для четырехлетней начальной школы (авторы-составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) ­и в соответствии с концепцией курса, представленной в Сборнике программ «Образовательная система «Школа 2100» Начальная школа, и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312,

Количество часов по учебному плану:

В неделю -   5 часов

Всего    -   45  часов

Административных работ – 1

Проверочных работ -  2 

Содержание программы

Раздел

Название разделов

Кол-во часов по программе

Кол-во часов рабочей программы

1.

Слово

31 час

36 часов

2.

Предложение. Текст.

5 часов

9 часов

 

Всего:

36 часов

45  часов

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
  5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
  6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
  8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Программно-методическое обеспечение для обучающихся:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.).
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.

Программно-методическое обеспечение для учителя:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.).
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)

(1–4 классы) 

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью;
– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке;
– развитие чувства языка

– овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

1-й класс

• составлять предложения из слов;
• отличать текст от набора предложений;
• составлять небольшой текст (3–4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;
• правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом

• различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);
• делить слова на слоги, ставить ударение;
• находить корень в группе доступных однокоренные слов

• писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;
• писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);
• обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;
• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ и т.п.;
• писать изученные слова с непроверяемой безударной согласной в корне;
• делить слова на части для переноса;
• ставить знак препинания в конце предложения

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

№ п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Кол-во уроков

 

 

Раздел 1. Слово

36 ч.

1.1

 

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык».

1

1.2

 

Гласные звуки и буквы.

1

1.3

 

Гласные буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных звуков на письме.

1

1.4

 

Согласные звуки и буквы.

1

1.5

 

Что мы знаем о звуках и буквах.

1

1.6

 

Повторяем слоги и ударение.

1

1.7

 

Перенос слов.

1

1.8

 

Перенос слов.

1

1.9

 

Развитие умения переносить слова.

1

1.10

 

Развитие умения переносить слова.

1

1.11

 

Административная контрольная работа

1

1.12

 

Пишу правильно (работа над ошибками).

1

1.13

 

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

1

1.14

 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

1

1.15

 

Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.

1

1.16

 

Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.

1

1.17

 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь.

1

1.18

 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь.

1

1.19

 

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах.

1

1.20

 

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах.

1

1.21

 

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по – разному: с большой и маленькой буквы.

1

1.22

 

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

1

1.23

 

Повторение написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, в словах.

1

1.24

 

Повторение написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, в словах.

1

1.25

 

Упражнение в  написании  слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн.

1

1.26

 

Упражнение в  написании  слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн.

1

1.27

 

Повторяем корень слова.

1

1.28

 

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.

1

1.29

 

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова.

1

1.30

 

Упражнение в подборе проверочных слов к словах с безударной гласной в корне.

1

1.31

 

Упражнение в подборе проверочных слов к словах с безударной гласной в корне.

1

1.32

 

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1

1.33

 

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1

1.34

 

Проверочная работа  по теме: «Безударные гласные в корне слова».

1

1.35

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

1.36

 

Повторение слов, написание которых надо запомнить.

1

 

 

ИТОГО:

36 ч.

 

 

Раздел 2. Предложение. Текст.

9 ч.

2.1

 

Повторение слов, написание которых надо запомнить.

1

2.2

 

Повторение словарных слов.

1

2.3

 

Словарный диктант.. Повторение темы: «Безударные гласные в корне слова».

1

2.4

 

Что мы знаем о предлогах и предложении.

1

2.5

 

Повторяем правила оформления предложений на письме.

1

2.6

 

Повторяем правила оформления предложений на письме.

1

2.7

 

Закрепление по теме: «Предложение» (проверочная работа).

1

2.8

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

2.9

 

Чему мы научились за год.

1

 

 

ИТОГО:

9 ч.

 

 

ИТОГО:

45 часов

Скачать полную версию 

Размер:
104 Kb
Скачали:
19