Составлена на основе авторской программы по обучению грамоте для четырехлетней начальной школы (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
В программу вошли разделы:
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), примерной авторской программы по обучению грамоте для четырехлетней начальной школы (авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и в соответствии с концепцией курса, представленной в Сборнике программ «Образовательная система «Школа 2100» Начальная школа, и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
Количество часов по учебному плану
В неделю:
обучение чтению - 4 часа
обучение письму - 5 часов
Всего:
обучение чтению - 94 часа
обучение письму - 117 часов
итого: 211 часов (по программе - 208 часов)
Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса - обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;
2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений,
предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами Азбуки и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
Программно-методическое обеспечение для обучающихся:
Программно-методическое обеспечение для учителя:
К концу 1-го года обучения дети должны уметь:
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование разделов и тем |
Кол-во уроков |
|
|
1 четверть (34 часа) |
|
|
|
Добукварный период |
|
|
|
Раздел 1 «Говорим, рассказываем..» |
16 ч. |
1.1 |
02.09.10 |
Вводный урок. Календарь и календарные праздники. |
1 |
1.2 |
03.09.10 |
Животные и растения вокруг нас .Слова – названия. |
1 |
1.3 |
06.09.10 |
Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. |
1 |
1.4 |
07.09.10 |
Летом в деревне (на даче). Составление предложений. |
1 |
1.5 |
08.09.10 |
Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом. |
1 |
1.6 |
09.09.10 |
Звуки речевые и неречевые. Составление текста с опорой на рисунки. |
1 |
1.7 |
13.09.10 |
Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. |
1 |
1.8 |
14.09.10 |
На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
1 |
1.9 |
15.09.10 |
Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст. |
1 |
1.10 |
16.09.10 |
Театр. Повторение основных понятий . |
1 |
1.11 |
20.09.10 |
Гласные звуки. |
1 |
1.12 |
21.09.10 |
Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. |
1 |
1.13 |
22.09.10 |
На уроке труда. Ударение. |
1 |
1.14 |
23.09.10 |
Деление слова на слоги, ударный и безударный слоги. Наблюдение над значением слова. |
1 |
1.15 |
27.09.10 |
Деление на слоги. Ударение. |
1 |
1.16 |
28.09.10 |
Повторение основных понятий. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
16 ч. |
|
|
Раздел 2 «Учим буквы – учимся читать» |
78 ч. |
2.1 |
29.09.10 |
Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук»-«буква». |
1 |
2.2 |
30.09.10 |
Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук»-«буква». |
1 |
2.3 |
04.10.10 |
Чтение слогов и слов с буквами и,г,п,т,р. Письмо слогов и слов с этими буквами. |
1 |
2.4 |
05.10.10 |
Гласный звук [о]. |
1 |
2.5 |
06.10.10 |
Чтение слогов и слов с изученными буквами. |
1 |
2.6 |
07.10.10 |
Заглавная буква О в именах людей. |
1 |
2.7 |
11.10.10 |
Гласный звук [а], буква а. |
1 |
2.8 |
12.10.10 |
Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. |
1 |
2.9 |
13.10.10 |
Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавная буква в географических названиях. |
1 |
2.10 |
14.10.10 |
Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях. |
1 |
2.11 |
18.10.10 |
Согласные звуки [н],[н’], буква н. |
1 |
2.12 |
19.10.10 |
Согласные звуки [к],[к’], буква к. |
1 |
2.13 |
20.10.10 |
Упражнения в чтении. Работа над лексическим значением слов. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. |
1 |
2.14 |
21.10.10 |
Гласный звук [у], буква У, у. |
1 |
2.15 |
25.10.10 |
Упражнения в чтении. Работа над лексическим значением слов. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. |
1 |
2.16 |
26.10.10 |
Согласные звуки [с],[с’]. |
1 |
2.17 |
27.10.10 |
Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. |
1 |
2.18 |
28.10.10 |
Упражнения в чтении. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? |
1 |
|
|
II четверть (30 часов) |
|
2.19 |
08.11.10 |
Упражнения в чтении. Внеклассное чтение. Е.Пермяк «Надежный человек». |
1 |
2.20 |
09.11.10 |
Согласные звуки [л],[л’], [м],[м’]. |
1 |
2.21 |
10.11.10 |
Упражнения в чтении. |
1 |
2.22 |
11.11.10 |
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. |
1 |
2.23 |
15.11.10 |
Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С, с. |
1 |
2.24 |
16.11.10 |
Упражнения в чтении. Урок – повторение. |
1 |
2.25 |
17.11.10 |
Упражнения в чтении. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием. |
1 |
2.26 |
18.11.10 |
Заглавная буква М. Упражнения в чтении. |
1 |
2.27 |
22.11.10 |
Развитие речи. Упражнения в чтении и анализе текста. |
1 |
2.28 |
23.11.10 |
Проверка техники чтения. |
1 |
2.29 |
24.11.10 |
Согласный звук [ш], буква ш. |
1 |
2.30 |
25.11.10 |
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении заглавной буквы в именах людей, кличках животных. |
1 |
2.31 |
29.11.10 |
Упражнения в чтении. Наблюдение за написанием ши. |
1 |
2.32 |
30.11.10 |
Внеклассное чтение. Г. Цыферов «Про чудака - лягушонка». |
1 |
2.33 |
01.12.10 |
Формирование навыка различия звуков [с] и [ш] при чтении. |
1 |
2.34 |
02.12.10 |
Заглавная буква А. Упражнения в чтении. |
1 |
2.35 |
06.12.10 |
Упражнения в чтении. |
1 |
2.36 |
07.12.10 |
Звуки [д], [д’]. Строчная буква д. |
1 |
2.37 |
08.12.10 |
Упражнения в чтении. |
1 |
2.38 |
09.12.10 |
Звуки [в], [в’], буква в. Строчная буква в. |
1 |
2.39 |
13.12.10 |
Заглавная буква Д. Знакомство с суффиксами. |
1 |
2.40 |
14.12.10 |
Заглавная буква В. Упражнения в чтении. Корень, слова с безударной гласной. |
1 |
2.41 |
15.12.10 |
Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении. |
1 |
2.42 |
16.12.10 |
Упражнения в чтении. Повторение и закрепление введенных понятий. |
1 |
2.43 |
20.12.10 |
Строчная гласная буква ё. |
1 |
2.44 |
21.12.10 |
Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении. |
1 |
2.45 |
22.12.10 |
Согласные звуки [б],[б’], буква б. |
1 |
2.46 |
23.12.10 |
Заглавная буква Б. Упражнение в чтении. |
1 |
2.47 |
27.12.10 |
Согласные звуки [з],[з’], буква з. |
1 |
2.48 |
28.12.10 |
Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных. |
1 |
|
|
III четверть (30 часов) |
|
2.49 |
11.01.11 |
Строчная гласная буква я и её звуки. |
1 |
2.50 |
12.01.11 |
Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я. |
1 |
2.51 |
13.01.11 |
Согласные звуки [х],[х’], буква х. Слова – междометия. Строчная буква х. |
1 |
2.52 |
17.01.11 |
Согласный звук [ж], буква ж. |
1 |
2.53 |
18.01.11 |
Заглавные буквы Ж, Х. |
1 |
2.54 |
19.01.11 |
Развитие речи. Работа с текстом. |
1 |
2.55 |
20.01.11 |
Строчная и заглавная буквы й, Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? |
1 |
2.56 |
24.01.11 |
Согласный звук [ч], буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. |
1 |
2.57 |
25.01.11 |
Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |
1 |
2.58 |
26.01.11 |
Согласные звуки [ц],[щ], буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |
1 |
2.59 |
27.01.11 |
Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу. |
1 |
2.60 |
31.01.11 |
Согласные звуки [ф],[ф’], буква ф. |
1 |
2.61 |
01.02.11 |
Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях. |
1 |
2.62 |
02.02.11 |
Согласные звуки [ф],[ф’], буква ф. |
1 |
2.63 |
03.02.11 |
Гласный звук [э], буква э. |
1 |
2.64 |
07.02.11 |
Заглавная буква Э. |
1 |
2.65 |
08.02.11 |
Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». |
1 |
2.66 |
09.02.11 |
Строчная согласная буква ю. |
1 |
2.67 |
10.02.11 |
Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении. |
1 |
2.68 |
21.02.11 |
Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. |
1 |
2.69 |
22.02.11 |
Разделительный ь. |
1 |
2.70 |
24.02.11 |
Буква ъ. Разделительный ъ. |
1 |
2.71 |
28.02.11 |
Алфавит. Упражнения в чтении. |
1 |
2.72 |
01.03.11 |
Упражнения в чтении. |
1 |
2.73 |
02.03.11 |
Чтение стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук». |
1 |
2.74 |
03.03.11 |
Упражнения в чтении. |
1 |
2.75 |
07.03.11 |
Проверка техники чтения. |
1 |
2.76 |
09.03.11 |
Выразительное чтение вслух подготовленного текста. |
1 |
2.77 |
10.03.11 |
Выразительное чтение вслух подготовленного текста. |
1 |
2.78 |
14.03.11 |
Праздник «Спасибо, Букварь!» |
1 |
|
|
Всего: |
78 ч. |
|
|
Итого: |
94 часа |
Скачать полную версию