Цель урока: формировать навыки письма, совершенствовать навыки чтения, закреплять знания о правописании буквосочетаний с несоответствием между произношением и написанием.
Задачи:
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
Учитель: Ребята, сегодня мы снова поговорим о шипящих согласных.
на доске: и (иголка, утки), ц (цапля, заяц), щ (щенок, лещ)
- Повторим написание букв и, ц, щ.
- Что общего в их написании?
- Запишите их: и, ц, щ.
- Прочитаем слова, в которых эти буквы стоят в начале.
- Прочитаем слова, в которых эти буквы стоят в конце.
- Запишите их: иголка, цапля, щенок, утки, заяц, лещ.
- Какое слово можно назвать лишним? Почему? (утки - мн.ч., иголка - неодуш., заяц - звуков больше, чем букв)
- В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?
- Проведем звуко-буквенный анализ этого слова.
- Достаточно ли знать только строчные буквы?
- Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?
- Познакомимся с написанием букв Ц,Щ.
Знакомство с написанием заглавных букв Ц, Щ
На доске: И (Иванов), Ц (Цаплин), Щ (Щеткин)
- Сравним строчные и заглавные буквы и, И, ц, Ц, щ, Щ. Запишите их.
- Прочитаем слова. Почему они написаны с заглавной буквы?
На доске: ч щ ж ц й ш (черные шляпки, желтые колпачки, зеленые и синие ботиночки)
- Что общего у всех букв? (согласные)
- На какие группы можно их разделить? (ж, й- звонкие, ч, щ, ц, ш- глухие, ж, ш, ц- твердые,
й, щ, ч - мягкие)
- «Оденем» звуковичков. ( на буквы одевают колпачок или шляпку, синие или зеленые ботиночки)
- Откройте «Азбуку» на с. 140). (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»)
- Прочитаем слова из 1, 2 столбиков.
- Какое правило встретилось в этих словах? (ча-ща)
- Прочитаем слова 3, 4 столбиков.
- Какое правило встретилось в этих словах? (щу)
На доске:
ЧА – ЩА
ЧУ – ЩУ
ЖИ – ШИ
Нужно добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.
Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).
Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).
Ча-ча-ча – прискакала … (саранча)
Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).
Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща)
Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу)
Игра «Слова рассыпались».
Рыдают буквы в каждой строчке:
От наших слов – одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдете,
То сразу все слова прочтете.
На доске: ча ща чу щу
… йник, …ка, …дак, …вель, …шка, …рёнок,…деса
- Запишите эти слова, подчеркните орфограмму: чайник, чашка, щука, щурёнок, чудак, чудеса, щавель.
- Запишем предложение. Подчеркнем все орфограммы. (комментируемое письмо)
Щукин пил из чашки чудесный чай.
- Прочитаем рассказ из «Азбуки». (с. 140)
- Прочитаем название текста «Площадка молодняка».
- Как вы понимаете слово молодняк?
- Где может находиться эта площадка, для чего она нужна?
- Проверим, верно ли вы догадались о содержании текста.
Чтение текста учащимися (по предложению)
- Какие животные встретились в рассказе?
- Что находится на площадке, для чего?
- Кто наблюдает за зверятами за оградой?
- К чему приучают будущих артистов?
- Как автор называет молодых зверят?
- Найдите в тексте слова с ча-ща, чу-щу, жи-ши. Подчеркните их.
- Оцените урок и свою работу с помощью условных знаков. (дети рисуют лицо человечка, которое показывает их отношение к уроку)
Вспомним все правила, о которых мы говорили. Я начну предложения, а вы продолжите.
В сочетаниях жи-ши
Пишем только букву и.
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишем только букву у.