Цель урока:
Оборудование: предметная картинка - герой урока «Цыпленок», слова-карточки, карточки звуков, слогов-слияний; карточки-слоги «гу», «се», «ни», «ца»; пословица «Цыплят по осени считают»/
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем запоминаем
Ни минуты не теряем.
Давайте немного повторим то, что проходили на прошлых уроках.
- На доске записаны буквы. Назовите их.
Ч Ш Ж Ц И
- Какая буква лишняя? Почему?
- Какими бывают гласные? (ударные и безударные)
- Какими бывают согласные? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- В какой домик поселим [ч]? (зеленый) Почему?
- В какой домик поселим [ш], [ж], [ц]? (синий) Почему?
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке и учились ее писать? (Цц) Вы постарались написать ее красиво и «оживили» ее, нарисовав портрет буквы.
- Давайте еще раз проговорим, что мы знаем о звуке [ц]? (согласный, твердый, глухой, непарный)
- На какую букву по написанию похожа? (Ии)
- Сегодня на уроке мы будем закреплять, совершенствовать умение писать букву Цц, слова и предложения с этой буквой с помощью героя, который придет к нам на урок.
Явился в желтой шубке –
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок. На доске появляется рисунок)
- Он пришел, чтобы помочь нам сегодня на уроке.
- Как, думаете, его зовут? (Цып)
- А почему Цып? Как курочек подзывают? (цып-цып)
Гимнастика для пальчиков
- Но прежде чем начать писать, подготовим наши пальчики, для того, чтобы нарисовать Цыпа в тетрадях.
На двери висел замок,
Никто открыть его не мог
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Поздоровались пальчиками.
- Пальчики подготовили. Проверьте осанку, откройте тетради, с наклоном положите перед собой, возьмите ручки.
Штриховка
- Посмотрите на Цыпа, что с ним такое случилось? Чего не хватает? (дети отвечают)
- Дорисуйте клюв и гребень. Заштрихуйте наклонной линией тело цыпленка.
Письмо букв
- Так как мы уже умеем писать букву «Цц», Цып предлагает просто покататься с горки вместе с ним.
Жил цыпленок по имени Цып. Он был очень любознательным. Однажды он взобрался на горку, но вдруг поскользнулся и кувырком скатился вниз: . Ему это понравилось, он опять взобрался на горку и весело скатился вниз, но вдруг зацепился за кустик и покружился вокруг него . С тех пор Цып стал учить своих младших братьев кататься с горки, вот так.
Пишем эти буквы красиво целую строку, как Цып катался с горки. Подчеркните самую «удачную».
Составь схему и запиши слово
- Хорошо живется цыпленку. Давайте, определим, сколько слогов в слове «цыпленок»? На доске появляется слово «цыпленок» (3) Почему?
- Назовите 1-ый слог, 2, 3.
- Какой слог ударный?
- Составьте схему этого слова. Каждый ребенок составляет у себя на парте, один за закрытой доской.
- С новой строки, с заглавной буквы, запишем это слово один раз.
- Кто помнит, как зовут цыпленка?
- С какой буквы пишутся имена? Рядом запишите.
Отгадай загадки и запиши под диктовку, перечисляя птиц.
- Цыпленок знал, что он птица, но какая?
- Какие бывают птицы? (домашние, дикие)
- Значит, цыпленок – это …
- Иногда к нему в гости пообедать прилетали дикие птицы. С помощью загадок, мы узнаем кто же прилетал на обед.
- Запишем в тетрадь с новой строки заглавной буквы через запятую, перечисляя птиц.
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (скворец)
- Почему именно эти гости прилетают к Цыпу? (в словах буква «ц»)
гу ни се ца
Составь слово и запиши предложение
- Вышел во двор Цып и видит рассыпалось слово.
- Решил поклевать слоги, оказалось, что он клюет вкусную еду. Что же это за слово? (гусеница)
- Придумайте предложение с этим словом. (Пример: Цып клюет вкусных гусениц)
- Как оформляем предложение на письме? Что в начале? В конце? (Предложение записываем в заглавной буквы, в конце ставим точку)
- Запишите его.
Работа над пословицей. Списывание с печатного текста
- Цып был во дворе и услышал, как хозяйка сказала, что... «Цыплят по осени считают». (Вывешивается пословица)
- Почему так говорят, удивился цыпленок? Объясните.
- Спишите. Не забывайте про посадку, наклон тетради.
- Назови одним словом и запиши через запятую.
– А теперь Цып вам задаст вопросы. Ваша задача отвечать одним словом и записывать в тетрадь через запятую. Одна маленькая подсказка: во всех словах будет встречаться буква «ц».
- Прочитайте слова, которые записали.
- Спиши с доски слова со слогом «цо» и «ца» в два столбика: кольцо, царица, овца, единица, лицо, крыльцо, синица, яйцо.
Итог урока. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Покажите свое настроение в конце урока сигнальными карточками (учитель делает вывод, о настроение детей)
- Какие задания понравились больше всего?
- Что вызвало затруднение?
- Чему научились выполняя эти задания?