Конспект урока: Сочетания ЧА и ЩА. 1 класс.

Урок - путешествие в 1 классе проведен в форме игры на станцию Чащино. С целью отработки навыка написания непроверяемых сочетаний ЧА и ЩА.

1. Орг. Момент

II Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навык написания непроверяемых сочетаний ЧА и ЩА.

Мы отправляемся в увлекательное путешествие на станцию Чащино. А отправляемся мы вот на таком веселом поезде. 

III Повторение изученного.

Вагоновожатый пропускает в поезд только тех, кто приобретет билет. Вспомните материал прошлого урока.

(У каждого на столе лежат «билеты» - ребусы).

Вставьте пропущенные слоги.

- Какие слоги вы вставили? (жи, ши)

- Какие слова у вас получились? (дружина, пружина, машина, тишина)

Что вы знаете о звуках «ж» и «ш»? (они всегда твердые)

Какую гласную с ними употребляют? (и)

Почему? (общепринят. написание) 

Кто узнал нашего вагоновожатого? (Жишилка)

Показали билеты. Теперь можем сесть в вагон и отправиться в путешествие. 

Во время движения нашего поезда вам нужно потрудиться и вспомнить правописание непроверяемых сочетаний (жи и ши)

Карточки (6 чел. Поработают над правописанием непроверяемых сочетаний ЖИ ШИ.)

Остальные ребята, приготовьте сигнальные карточки. Вспомним написание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых.

- Отправляемся.

Как много интересного можно увидеть из нашего поезда: (учитель - слово с окошечком,  дети – букву)

красивые зеленые л_са,     - Какую букву вы вставили и почему?

распаханные п_ля

зеленые, высокие д_ревья

А вот огромная г_ра.

Слов. работа

Проехали незнакомую д_ревню,

промчалась грузовая м_шина,

за кустом притаилась л_сица,

из берлоги вышел м_дведь,

А вот из леса выскочил з_яц. (Почему вставили эти буквы? Слов. слова – нужно запомнить написание этих слов).

Молодцы! 

Работа в тетрадях.

Минутка чистописания.

- Открыли тетради. Записали число, Кл. раб.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу,

Я от вас, ребят, не скрою,

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

 

Пишем в воздухе. Потом в тетрадях.

- Наш поезд замедляет ход... (учитель пишет на доске)

ЧчЧчЧч

- Какой звук обозначается этой буквой? (ч,) Твердый или мягкий? (всегда мягкий)

Запишите транскрипцию.

Подъезжаем к станции. ...Выпустили пар...

ЩщЩщЩщ

Какой звук обозначается этой буквой? (щ,) Что вы о нем знаете?

(всегда мягкий)

Станция Чащино! ( карточки)

Станци_               я

Ч_щино                а

Давайте пофантазируем!

Физминутка:

- Вышли из вагонов. Вздохнули. Расправили плечи. Развели руки. Какая зеленая травка...(показ.) мягкая...Бабочки порхают. Вот бабочка села на цветок и замерла.

Молодцы, мои фантазеры! 

Работа над новым материалом.

А сейчас посмотрите на название станции. Что заметили? (Нет букв ая) Их сдул ветер. Нужно их вставить. А вот какую куда и почему, давайте порассуждаем.

Запишите в тетрадь (с пропусками).

Ч_щино, - скольки сложное слово? (3х) Какой слог под ударением?

(1). Какой звук слышите под ударением? (jа)

(ударному звуку мы привыкли доверять)

- Какую работу выполняет звук (jа)? (смягч. согл.)

Но ч и так всегда мягкий.

Поэтому решили. Что после мягкого звука надо ставить букву А. (вставьте)

Так какую букву мы вставим в название станции? (а)

а  я 

А как вы думаете, почему эту станцию так назвали? (есть чаща – часто растут деревья)

Чащ_  Что вы знаете про звук (щ) – тоже мягкий, значит после него будем писать А.

Вывод: - Как же писать сочетания ча и ща? (с А)

- Посмотрите, кто встречает нас на нашей станции! (Чащалка)

Давайте вместе с ней попутешествуем по Чащино.

Открыть картинку на доске. 

Как здесь красиво. А вот в зеленой чаще бежит и журчит ключ.

Какие бывают ключи? (для замка, скрипичный...)

(открыть запись на доске).

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

- О чем сообщается в предложении? (что ключ бежит)

Что говорится о ключе? Как называется предложение? (повеств.)

Почему? (сообщение) 

Выделить орфограммы (объяснять!)

- Почему наши предложения записаны в 2 строчки и с больших букв?

Письмо по памяти (диктовка). (Проверка)  Проверить карточки

Чащалка привела нас к чудесному озеру (которое образовалось от ключа)

Интересно, а рыба здесь есть? (Открыть озеро, там рыбки со слогами)

Составление слов из слогов.

Посмотрите, какие рыбки здесь плавают.

Давайте их половим. 

Физминутка. (Порыбачим)

Добавьте слоги и запишите пять слов.

2 чел. У доски снимают рыбок и дописывают слоги.

Ро-ща, све-ча, пи-ща, встре-ча, ку-ча, зада-ча, ча-ща, да-ча, гу-ща, ча-й, ча-сть.

- Какие слова получились? (прочитайте)

Какие слова записали вы? Составьте предложения из любых слов по схеме:

Молодцы! Хорошая у нас рыбалка!

Чащалка взглянула на лес и сказала...

Выделение на слух слов с ча и ща, жи и ши.

- Послушайте, что она сказала, и запомните как можно больше слов  непроверяемыми слогами. Какими? (ча, ща, жи, ши)

Лес вздохнул и затих. Птицы больше не кричат. Белка укачала своих бельчат. Все живое спит.

- Какие слова вы запомнили? Как писать сочетания ча и ща? (с б. а)

- Итак, на станции Чащино все живое спит, и нам пора отправляться.

Сели в вагон. (Приглашаем Чащалку в гости к нам в класс)

За такое гостеприимство Чащалка подарила нам полезные советы, чтобы мы всегда были такими .... дружными, веселыми, хорошо учились...

(у детей карточки с текстом) и на доске

- Возьмите карандаш и прочитайте советы, вставляя нужные буквы.

Полезные советы.

Ешь молча. Чаще проветривай класс. Дыши глубоко и ровно. Всегда помогай товарищам. Активно участвуй в жизни класса.

- Кто прочитал? А теперь проверьте (открыть текст на доске).

У кого так?

? На какие правила встретились пропущенные буквы? (жи, ши, ча, ща)

Приехали в класс. Понравилось вам наше путешествие?

Итог

Над чем мы сегодня работали?

Ча и ща. Спасибо Чащалке!

? Вот какие знания привезли мы из путешествия. 

Размер:
50.5 Kb
Скачали:
194