Цели урока:
Оборудование: индивидуальные карточки заданий на урок, таблицы.
План – конспект урока
1. Орг. момент. Цели и задачи урока.
2. Проверка домашнего задания.
Индивидуальное задание. Игра «третий лишний».
Задание: из каждой строчки выписать одно слово, которое является лишним и графически объяснить.
Класс. Из записанного предложения выписать слова (1в. – слова записаны зелёным цветом, 2в. – синим цветом)
У лосёнка погибла мать, и он вырос в сторожке у лесника.
Проверка работ: у доски 2 ученика разбирают слова по составу.
Инд. Зад. – слова, которые выписали, совпали со словами для морфемного разбора.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
На доске 2 конверта, на одном (зелёном) написаны звуки [З - З’], а на другом (синем) - [С - С’]. У каждого на столе лежит карточка с согласными звуками, по очереди разложите их по конвертам.
4. Объяснение нового материала.
А. (Когда вспомнили характеристику согласных звуков по звонкости глухости, начинаем работать с приставками на З и С )
Карточки с приставками РАЗ-, РАС-, БЕЗ-, БЕС-, ВОЗ-, ВОС-, ИЗ-, ИС-, ВЗ-, ВС. ( Надо разложить карточки так, чтобы приставки на З лежали перед звонкими согласными и т.д.).
Делаем вывод о правописании приставок на З и С.
Б. Работа с учебником. Стр. 30, п. 83.
- Какой приставки у нас на доске нет? (НИЗ-, НИС-)
- От чего зависит выбор З/с на конце приставки?
5. Закрепление изученного материала
А. Комментированное списывание упр. 438.(Один ученик работает у доски)
Б. Частичный морфемный разбор (карточка)
Задание: выделить в данных словах корень и приставку. На что вы обратили внимание? (удвоенная согласная на стыке корня и приставки)
Ра…считать
И…сохнуть
Бе…спорный
И…зябнуть
Бе…звёздный.
В. Распределительный диктант.
1 вариант записывает слова с приставкой, оканчивающейся на З.
2 вариант – на С
3 вариант – с приставкой С-.
Безбородый, бесцельный, сжечь, беспокойный, сделать, разбить, сбор, безродный, исчерпать, изжевать, растащить, сгладить, сдержать, воздать, распаковать.
Г. Самостоятельная работа по группам.
Базовый уровень: выписать слова с изучаемой орфограммой.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
Повышенный: найти в тексте слова на изучаемую орфограмму, выписать и объяснить.
Дорогие юные друзья!
Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы.
Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
6. Итог. Рефлексия.
7. Домашнее задание: стр. 30, упр. 437.
Приложение