У.: Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили правило: Буква з и на конце приставок. Вспомните, какая буква пишется в приставках перед звонким согласным, а какая - перед глухим?
(В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с.) Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Задание: записать слова в две колонки:
1) с з на конце приставки;
2) С с на конце приставки. Какие слова вы не выписали? Почему?
3) Ученики устно отвечают. Один заполняет первый столбик на з в конце приставок. Другой – с с на конце приставки. Третий ученик выписывает те слова, которые не вошли в две колонки.
¬ З |
¬ С |
Разглядеть (перед звонк.), |
Справиться (перед глух.), |
разбег (перед звонк.),
|
исправить (перед глух.), |
Безбрежный (перед звонк.), |
Расцвет (перед глух.), |
возглас (перед звонк.),
|
вскарабкаться (перед глух.), |
безграничный (перед звонк.), |
беспомощный (перед глух.), |
вздыхать (перед звонк.). |
расположиться (перед глух.), |
|
беспредельный (перед глух.), |
|
воспаление (перед глух.), |
|
распорядок (перед глух.), |
|
бесцельный (перед глух.), |
|
рассмотреть (перед глух.), |
|
рассвет (перед глух.), |
|
Списать (перед глух.), |
|
расписание (перед глух.), |
|
восклицание (перед глух.). |
3 ученик: (устно объясняет).
Сбегать, изморозь, чрезмерный.
Сбегать (приставки з нет в русском языке), изморозь (в слове изморозь приставка из- стоит перед буквой эм, которая обозначает звонкий согласный. На конце приставки пишется буква "зэ". Чрезмерный (в слове чрезмерный приставка чрез- стоит перед буквой эм, которая обозначает звонкий согласный. На конце приставки пишется буква "зэ".
Ученик (делает вывод по данному упражнению):
- В приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими –с.
III. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом (6 минут).
Учитель сообщает тему урока, формулирует образовательную цель урока (выработать навык правильного написания соответствующей орфограммы). Учащиеся записывают в тетрадях дату, классную работу, тему урока.
Седьмое февраля.
Классная работа.
Буквы О –А в корне –ЛАГ - --ЛОЖ-.
У.: - Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему "Буквы А и О в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-."
- Ребята, обратите внимание на:
В корнях |
Есть суффикс А |
Нет суффикса А |
-ЛАГ – (-ЛОЖ-) |
-ЛАГ- Полагать, Слагаемое, Прилагательное, Предлагать |
-ЛОЖ- Положение, Сложение, Отложить, расположиться |
(Учащиеся знакомятся с таблицей, учитель по ходу объясняет написание).
У.:- В корне –лаг - -лож- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а.
(Учащиеся переписывают данную таблицу в тетради).
IV. Закрепление изученного материала.(5 минут). Алгоритм написания нам знаком (обьясню)
1. Выборочно – распределительный диктант.
Задание: записать слова в два столбика; в первый столбик – слова с корнем – лаг-, во второй – слова с корнем –лож-. Обозначить графически.
Методика выполнения: учитель диктует слова, ученики записывают их в два столбика. Проверка упражнения производится следующим образом: сначала читаются слова из первого столбика (с корнем –лаг), объясняется их написание. Затем читаются слова из второго столбика.(2 человека к доске)
Дидактический материал: ложиться, предлагать, выложить, располагать, предложение (морфолог.разбор), прилагательное, сложить, налагается, возложить, слагаемое, сложение, прилагать, наложить, возлагать, предложить, облагать, предполагаемый, приложение.
-ЛАГ- |
-ЛОЖ- |
Предлагать, |
Ложиться, |
располагать, |
выложить, |
прилагательное, |
предложение, |
налагается, |
сложить, |
слагаемое, |
возложить, |
прилагать, |
сложение, |
возлагать, |
наложить, |
облагать, |
предложить, |
предполагаемый, |
приложение, |
(Вывод по данному упражнению учащиеся делают самостоятельно).
- В корне –лаг - лож- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а. Составить предложение со словами. Синтаксический разбор.
5. Самостоятельная работа (8 минут).
Постройте график, соединив точки между собой.
1 вариант «Построй график»: предполагать, изложение, излагать, прилагательное, расположение, предложить, приложение, предложение, сложение, предлагать, разрослись, вложить, располагаться, слагаемое, предполагать. Задание: построить график, отметить орфограммы точками и соединить точки между собой. Цель: выработать умение на слух находить орфограмму и определять условия выбора букв А и О. Методика выполнения: учитель диктует слова. У учащихся на парте график с нумерацией внизу (количество слов), вверху – выбор букв А или О. Учащиеся строят график самостоятельно, соединяя точки между собой. У учителя готовый график, по которому оценивается правильность выполнения задания. Дидактический материал: предполагать, изложение, излагать, прилагательное, расположение, предложить, приложение, предложение, сложение, предлагать, вложить, располагаться, слагаемое, предполагать, переложить. 2 вариант выполняет тест. V. Подведение итогов урока (3 минуты). У.: - Сегодня, ребята, вы все молодцы, хорошо поработали. За урок получили все отметки. (Учитель кратко комментирует отметку каждого ученика). У.: - С какой темой мы познакомились сегодня на уроке? (Буквы А –О в корне –ЛАГ - - -ЛОЖ-). У.: - Кратко объясните правописание корней. (Можно спросить слабого ученика). VI. Домашнее задание (2 минуты). §83, упр. 435 (учитель кратко комментирует выполнение домашнего упражнения). |