Конспект урока: Буквы о-а в корне -лаг, -лож. 5 класс

У.: Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили правило: Буква з и на конце приставок. Вспомните, какая буква пишется в приставках перед звонким согласным, а какая - перед глухим?

(В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с.) Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Задание: записать слова в две колонки:

1) с з на конце приставки;

2) С с на конце приставки. Какие слова вы не выписали? Почему?

3) Ученики устно отвечают. Один заполняет первый столбик на з в конце приставок. Другой – с с на конце приставки. Третий ученик выписывает те слова, которые не вошли в две колонки. 

¬ З

¬ С

Разглядеть

(перед звонк.),

Справиться

(перед глух.),

 

разбег (перед звонк.),

 

исправить (перед

глух.),

Безбрежный (перед звонк.),

Расцвет (перед глух.),

возглас (перед звонк.),

 

вскарабкаться (перед глух.),

безграничный (перед звонк.),

беспомощный (перед глух.),

вздыхать (перед звонк.).

расположиться (перед глух.),

 

беспредельный (перед глух.),

 

воспаление (перед глух.),

 

распорядок (перед глух.),

 

бесцельный (перед глух.),

 

рассмотреть (перед глух.),

 

рассвет (перед глух.),

 

Списать (перед глух.),

 

расписание (перед глух.),

 

восклицание (перед глух.).

3 ученик: (устно объясняет).

Сбегать, изморозь, чрезмерный.

Сбегать (приставки з нет в русском языке), изморозь (в слове изморозь приставка из- стоит перед буквой эм, которая обозначает звонкий согласный. На конце приставки пишется буква "зэ". Чрезмерный (в слове чрезмерный приставка чрез- стоит перед буквой эм, которая обозначает звонкий согласный. На конце приставки пишется буква "зэ".

Ученик (делает вывод по данному упражнению):

- В приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими –с.

III. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом (6 минут).

Учитель сообщает тему урока, формулирует образовательную цель урока (выработать навык правильного написания соответствующей орфограммы). Учащиеся записывают в тетрадях дату, классную работу, тему урока.

Седьмое февраля.

Классная работа.

Буквы О –А в корне –ЛАГ - --ЛОЖ-.

У.: - Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему "Буквы А  и О в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-."

- Ребята, обратите внимание на:

В корнях

Есть суффикс А

Нет суффикса А

-ЛАГ – (-ЛОЖ-)

-ЛАГ-

Полагать,

Слагаемое,

Прилагательное,

Предлагать 

-ЛОЖ-

Положение,

Сложение,

Отложить,

расположиться

(Учащиеся знакомятся с таблицей, учитель по ходу объясняет написание).

У.:- В корне –лаг - -лож- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а.

(Учащиеся переписывают данную таблицу в тетради).

IV. Закрепление изученного материала.(5 минут). Алгоритм написания нам знаком (обьясню)

1. Выборочно – распределительный диктант.

Задание: записать слова в два столбика; в первый столбик – слова с корнем – лаг-, во второй – слова с корнем –лож-. Обозначить графически.

Методика выполнения: учитель диктует слова, ученики записывают их в два столбика. Проверка упражнения производится следующим образом: сначала читаются слова из первого столбика (с корнем –лаг), объясняется их написание. Затем читаются слова из второго столбика.(2 человека к доске)

Дидактический материал: ложиться, предлагать, выложить, располагать, предложение (морфолог.разбор), прилагательное, сложить, налагается, возложить, слагаемое, сложение, прилагать, наложить, возлагать, предложить, облагать, предполагаемый, приложение.

-ЛАГ-

-ЛОЖ-

Предлагать,

Ложиться,

располагать,

выложить,

прилагательное,

предложение,

налагается,

сложить,

слагаемое,

возложить,

прилагать,

сложение,

возлагать,

наложить,

облагать,

предложить,

предполагаемый,

приложение,

(Вывод по данному упражнению учащиеся делают самостоятельно).

- В корне –лаг - лож- в безударном положении а пишется, если за корнем стоит суффикс а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса а. Составить предложение со словами. Синтаксический разбор. 

5. Самостоятельная работа (8 минут).

Постройте график, соединив точки между собой.

  1. предполагать
  2. изложение
  3. излагать
  4. прилагательное
  5. расположение
  6. предложить
  7. приложение
  8. предложение
  9. сложение
  10. предлагать
  11. слагаемое
  12. вложить
  13. располагаться
  14. слагаемое
  15. предполагать 

1 вариант «Построй график»: предполагать, изложение, излагать, прилагательное, расположение, предложить, приложение, предложение, сложение, предлагать, разрослись, вложить, располагаться, слагаемое, предполагать.

Задание: построить график, отметить орфограммы точками и соединить точки между собой.

Цель: выработать умение на слух находить орфограмму и определять условия выбора букв А и О.

Методика выполнения: учитель диктует слова. У учащихся на парте график с нумерацией внизу (количество слов), вверху – выбор букв А или О. Учащиеся строят график самостоятельно, соединяя точки между собой. У учителя готовый график, по которому оценивается правильность выполнения задания.

Дидактический материал: предполагать, изложение, излагать, прилагательное, расположение, предложить, приложение, предложение, сложение, предлагать, вложить, располагаться, слагаемое, предполагать, переложить.

2 вариант выполняет тест.

V. Подведение итогов урока (3 минуты).

У.: - Сегодня, ребята, вы все молодцы, хорошо поработали. За урок получили все отметки.

(Учитель кратко комментирует отметку каждого ученика).

У.: - С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

(Буквы А –О в корне –ЛАГ - - -ЛОЖ-).

У.: - Кратко объясните правописание корней.

(Можно спросить слабого ученика).

VI. Домашнее задание (2 минуты).

§83, упр. 435 (учитель кратко комментирует выполнение домашнего упражнения).

Размер:
64.5 Kb
Скачали:
94