Цель:
1. Познакомить с особенностями склонения имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы;
2. Развивать навыки правильного написания окончаний прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы; умение использовать прилагательные в речи;
3. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Задачи урока.
1. Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных.
2. Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
3. Накапливать опыт монологической и диалогической речи.
4. Формировать ценностные ориентиры учащихся: доброта, сочувствие.
Структура урока.
1. Организационный момент: постановка цели урока, объявление темы урока, мотивация познавательного интереса учащихся.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся через задания индивидуального и группового характера.
3. Закрепление изученного.
4. Практическая творческая работа.
5. Дом. задание.
6. Итог урока.
Оборудование.SMART Board, набор заданий, репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка», толковые словари, словари антонимов.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с именами прилагательными. Вспомните, что называется именем прилагательным?
Работу начнём со словами из словаря
Словарная работа:
- Я диктую вам слова, а вы по ассоциации с каждым услышанным словом выполняете рисунок, схему или пиктограмму, а затем эти словарные слова восстанавливаете.
ароматный
вежливый
волшебный
горизонтальный
комнатный
пейзажный
радостная
свободный
- Дети рисуют, а затем записывают слова.
- Прочитайте, какие слова записали.
- Чтобы проверить правильность, обратимся к SMART Board.
Морфемный разбор:
- К какой части речи относятся те слова, которые вы записали?
- Какое из прилагательных в данном списке лишнее? (радостная) Почему?
- Выпишите это имя прилагательное и выполните морфемный разбор. (проверка на SMART Board.)
- Почему в данном прилагательном окончание – ая?
- Подберите антоним к данному прилагательному. ( Выслушиваются все варианты), проверка по словарю. Оставить прилагательное печальная.
- Что обозначает это слово?
- Найдите в толковом словаре это слово и прочитайте его лексическое значение.
- К какой части речи относится это имя прилагательное? Выполнить морфемный разбор.
- Почему и у этого прилагательного окончание -ая?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема урока записана на SMART Board.
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы
Новая тема:
- Перед вами карточки, на которых записан образец склонения прилагательного женского рода с твёрдым согласным на конце основы. Обратите внимание на окончания прилагателыных.
И. какая? большая
Р. какой? большой
Д. какой? большой
В. какую? большую
Т. какой? большой
П. о какой? о большой
- Что вы о них можете сказать? Как они произносятся?
- А какие окончания будут иметь прилагательные, у которых они безударные?
- Просклоняйте прилагательные радостная и печальная по вариантам.
- Взаимная проверка по записи, сделанной на доске.
- Что необычного заметили в написании падежных окончаний прилагательных? На доске таблица:
И. какая? - ая
Р. какой? - ой
Д. какой? – ой
В. какую? - ую
Т. какой? - ой
П. о какой? – ой
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, у меня возник вопрос: а для чего мы склоняем прилагательные? Для чего изменяем окончания?
Работа с текстом:
Исправьте ошибки в данном тексте (текст написан на SMART Board):
Я шёл к реке на рыбная ловлю. У меня в руках длинный удочка. Дорога шла узкая тропинкой. Вдруг я увидел блестящая змея. Она уползла в высокой травой. (Дети убирают неправильные окончания, дописывая те, которые должны быть)
- Как вам удалось найти правильный вариант окончаний?
Работа с репродукцией Васнецова «Алёнушка»
- Тогда возможно вообще прилагательные не нужны в речи?
- Попробуйте доказать, что без прилагательных мы не сможем сделать нашу речь более понятной, красивой, эмоциональной.
- Перед вами две Алёнушки. Какая из них вам нравится больше? Почему?
- По мотивам какой сказки написана эта картина?
- Почему художник изобразил Алёнушку такой печальной?
- Какую музыку вы предложили бы к этой картине? (звучит музыка Чайковского из балета «Лебединое озеро»)
Что вы сделали, чтобы и на эту Алёнушку захотелось смотреть? С помощью чего художник делает картину красивой? А композитор? А писатель?
– Прочитайте текст.
Алёнушка
Аленушка была сестрой. Девочка очень печалилась, когда ее братец превратился в козленочка. От тоски пришла она к озеру. Кругом лес. Вода в озере. Небо над головой. Села Аленушка на камень, наклонила голову к воде. Такая она. Не грусти, Аленушка! Все будет хорошо. Скоро опять будешь играть с братцем.
- Понравился текст? Почему?
- Попробуйте его отредактировать, рассматривая репродукцию и используя опорные слова. (У каждого ученика карточка с текстом, в котором пропущены прилагательные).
Алёнушка
Алёнушка была _____________ сестрой. Девочка очень печалилась, когда её _____________ братец превратился в ___________ козлёночка. От ________тоски она пришла к ___________ озеру. Кругом______________ лес. ___________ вода в _____________
озере. ___________ небо над ____________ головой. Села ___________ Алёнушка на ______________камень. Такая она __________ . Не грусти, __________Алёнушка! Скоро опять будешь играть с ___________ братцем.
Проверка отредактированного текста.
Подведение итога.
Спасибо, ребята, вы убедили, что прилагательные нужны в нашей речи. А чтобы не было ошибок, просто надо выучить правила.
Домашнее задание.
Дома восставите таблицу склонения имен прилагательных женского рода с твердой основой и запишите её в тетрадь.