Цель: определение грамматических признаков имен прилагательных.
Задачи:
Оборудование: SMART BOARD, буквы к чистописанию, слова для физминутки, карточки-помощники.
- Открываем тетради. Обратите внимание на доску.
- Что вы видите? (слова, вопросы)
- Какие действия необходимо сделать, чтобы запись даты и названия работы были понятны и соответствовали действительности. (Вставить слова вместо вопросов)
- Чем различаются вопросы? (окончанием, родом)
- К какой части речи могут относиться эти вопросы? (имени числительному, имени прилагательному, причастию, которое обозначает временной (непостоянный) признак предмета по действию)
- Предлагайте варианты. Какое января? Красивое? Прекрасное? (Не подходит, не согласуется)
Двадцатое. Ч. Р. – числительное
- Работа какая? Приятная, Классная? Вторая? (Классная, так как работаем в классе)
Запишите дату и название сегодняшней работы.
В минутке чистописания будет участвовать буква, которую я задумала. Определите её, задав мне как можно меньше вопросов, на которые я могу ответить только "ДА" или "НЕТ"
Игра "Да, нет-ка"
Ваш выбор сократят буквы, размещённые на стене справа от вас. Ч Т Б Я Ж И Л О И.
- Эта буква обозначает гласный звук? (Нет)
- Эта буква имеет пару по глухости и звонкости? (Да) и т. д.
- Открываем часть строки, отодвигая белый прямоугольник.
- Да это буква Т, строчная, располагается в трёх параллельных линиях, а рядом с ней буква гласная, определите её по кол-ву линий (Ю). Вписываем в линии..
Но Т выбирает с кем встречаться. Определите закономерность.
Сколько получится слогов (10) (ТЮ ТУ ТЁ ТО ТЯ ТА ТЕ ТЭ ТИ ТЫ)
Сколько из них гласных звуков? (6)
Определите о какой из ч.р. пойдёт сегодня речь на уроке:
Я – часть речи интересная
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить! (Имя прилагательное)
Определение
- Вы видите две картины, с помощью какой части речи мы можем описать изображение.
- Кто хочет описать картину, а мы определим, о каком изображении идёт речь.
(Дети описывают одну из картин с помощью имён прилагательных, а другие определяют)
- Что помогло нам так точно узнать задуманное изображение?
Словарь: Вы видите группу слов.
- Какое лишнее? (депо – нет окончания, ин. слово, рельсы – мн. число)
- Что общего? (Сущ., в им. пад.)
- В чём различия? (род – м.р, ж.р, ср.р)
- Подберите прилагательное, которое поможет назвать признак принадлежности всех существительных? (Трамвайный …)
- От какого слова произошло? ( Трамвай )
- Каким способом образовано? (с добавлением суффикса – суффиксальным)
Открывают прилагательные, нужно вставить буквы, необходимые для запоминания и окончания прилагательных.
Отодвигаем картинку.
трамв___н__ путь трамвайный путь
трамв__н__ остановка трамвайная остановка
трамв__н___ рельсы трамвайные рельсы
трамв___н__депо трамвайное депо
- Выделите окончания у имён прилагательных. От чего зависит их написание? (от имени существительного, определяем падеж, род, число)
Вывод: Какие признаки имени прилагательного мы определили? Грамматические. Мы сегодня будем уточнять (определять) грамматические признаки имени прилагательного.
Дети передвигают слова
- Сформулируйте задание. (подобрать словосочетания так, чтобы они были согласованы)
Запишите, выделите основу, окончание у прилагательного.
- Какой грам. признак можно определить? Род у сущ. - меняется окончание у прилагательного.
- По какой причине? (Зависит от рода сущ.) во мн. числе род определить нельзя. Вывод: у прилагательного можно определить род и число, эти грамматические признаки будут такими же как и у существительного.
Продолжи:
- У глагола начальная форма – (неопределенная форма, инфинитив)
- У имени существительного нач. ф. – ед.ч., им. п.
- У имени прилагательного - …
Предположения ребят.
Что думают об этом филологи, специалисты, узнаем после Ф.МИН
в правом углу возле доски вывешено слово "близкой", а в левом углу "водопой". Девочки по сигналу подойдут к слову, у которого есть окончание -ой, а мальчики – где -ой входит в корень. Ребята обсуждают и делегируют представителя для доказательства своего выбора.
Открываем учебник Н.В. Нечаевой "Русский язык" 4 класс
Стр. 98. Сведения о том, что начальная форма у им. прил. – им.п., ед. ч., м. р.
Упр. 163. парная работа. У доски, один - составляет словосочетание с одушевлённым существительным, другой с неодушевлённым) в тетрадях.
Вывод.
Упражнение 163 (значок – парная работа)
И.п. лесной человек лесной гриб
Р.п. лесного человека лесного гриба
Д.п. лесному человеку лесному грибу
В.п. лесного человека лесной гриб
Т.п. лесным человеком лесным грибом
П.п. о лесн ом человеке о лесном грибе
(Один вопрос дети задают ученику - оценивание)
На столе лежат карточки – помощники, на которых написаны направления, в случае затруднения некоторым ученикам)
1 уровень | |
окончания | склонение |
орфограммы | проверка |
2 уровень | |
одинаковые окончания | склонение |
в падежных окончаниях | с помощью вопроса |
Вывод:
1. Имена приглаг. Склоняются так же как и существительные.
2. В окончаниях прил. могут быть орф-мы в Р.п, В п.
3. У прилагательных, которые согласуются с неод. сущ. одинаковые окончания в форме им. п. и в. п. У прилагательных, которые согласуются с од. сущ. одинаковые окончания в форме р. п. и в. п. Как у существительных.
Назовите прилагательные.
Определите морфологический разбор какого прилагательного выполнен.
Большому (стираем тряпкой), остальное закрыто белыми треугольниками.
У доски морф. разбор одного прилагательного.
- Какие этапы, задания сегодняшнего урока вам хотелось бы использовать на других уроках?