Урок-путешествие: Имя существительное (закрепление)

Тип урока: нестандартный урок.

Тема: Имя существительное  (закрепление)

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи: - формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;

- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

- осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки,  сигнальные карточки.

 

Ход урока: 

I. Оргмомент.

- Доброе утро, ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.

II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос – 5 мин).

Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будет  верный  друг- помощник  Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.

(Учитель задает вопрос и  собирает детали  снеговика)

1. Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает существительное?

3. Как изменяются существительные?

4. С какой частью речи в предложении согласуется имя существительное?

5. Как определить род существительного?

6. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)

III. Закрепление пройденного. 

1 - я остановка – Чистописание (2 мин)

Г                          г

Ег  иг  гр   ге гу

снег

- Дайте характеристику [г]. (согл., тв., зв., пар.)

2 - я остановка – Построй-ка (Словарная работа – 3 мин)

Задание:  построим снежную горку.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами). 

за…ц                                     а                            о

  м…роз                                                        я                  е                          а            

       р…бота                                 о                     и

         ф…враль                                                                                                                          

            п … льто                                                                  е                  о              

- Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто?  На какой вопрос отвечает слово февраль?         

3 - я остановка – Распредели -  ка  (5 мин)

Задание: Распредели слова в два столбика по числам:

                 Ед. ч.                         Мн. ч.

Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны. 

Проверка (с помощью сигнальных карточек).  

- Найдите сущ. отвечающие на вопрос кто ?

Какой приближается праздник? Чей это праздник?

Какой был праздник 15 февраля? (20 – ти летие вывода войск из Афганистана)

Кто проживает в с. Елховка и Воронцовка воины – афганцы? (Попов Владимир Алексеевич)

4 - я остановка – Отдыхай-ка (физминутка)

Задание: если  я произнесу сущ. м.р. – надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. Н-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело. 

5 - я остановка – Думай-ка (6 мин)

Работа по учебнику (Упр. 33 с. 65 – сам. раб).

Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.

Взаимопроверка.

6 - я остановка – Образуй-ка

Задание: у данных существительныхобразуйте  однокоренные  существительные, которые отвечают на вопрос кто?

Разберите слова по составу.

 Лыжи - …, грибы - …, победа – победитель, строить - …, футбол – футболист, баян - … .

(1 ученик работает на закрытой части доски) Проверка.

7 - я остановка - Пернатые друзья

- Каких птиц вы видите около кормушки?

- Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти имена сущ.?

Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете?

У нас тоже в школьном  полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм ? 

Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать».

                                        Сугробами засыпаны

                                        Бугры, дворы, дорожки,

                                        Не могут пташки отыскать

                                        Ни зёрнышка, ни крошки.

                                          И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей… 

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки …

И оживут бедняжки! 

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»  К. Мухаммади.

IV. Итог урока.

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Как изменяется существительное?

- Сколько имеет родов?

Оценки.

Д/з Написать сочинение «Наша помощь ветеранам».

Карточки по теме "Имя существительное"

Карточка 1 

Спишите. Подчеркните существительные.

На сосне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне. 

Карточка 2.

К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.

Берег - … .                             Окно - … .

Воробей - … .                        Кости - … .

Поезд - …  .                            Сани - … . 

Карточка 3. 

Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.

Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …,  лётчик - …, подруга - … .  

Карточка 4.

Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.

Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель. 

Карточка 5.

Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

Ср.р.                   М.р.                      Ж.р.

озеро                 след                       молоко

ведро                 кустик                   утка

молоток            небо                       корова

солнце              пальто                   Жучка

фасоль              конь                       карта  

Карточка 6.

Спишите. Определите число и род существительных.

Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто.  

Карточка 7.

Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их  род.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!