Конспект интегрированного урока русского языка и психологии 6 класс: Местоимение

Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы. Рекомендуется как урок - обобщение знаний по теме. Способствует закреплению знаний, развитию навыков употребления местоимений в речи. Урок формирует у учащихся стремления к самопознанию, воспитывает нравственность.

Тип урока: ролевая игра.

Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по теме «Местоимение», закрепить знания учащихся о местоимении. Формировать у учащихся стремления к самопознанию через изучение типов темперамента. Развивать творческие способности учащихся. 

Ход  урока:

1. Слово учителя:

- Сядьте удобно, положите руки на стол, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебном лесу, вас окружают высокие сосны, чуть дальше от вас небольшая лужайка с разноцветными луговыми цветами. Здесь вам легко и спокойно. Наберите воздух и на какое-то время задержите его. Нагнитесь  немного вперед и выпустите его одним выдохом. Все напряжение, вся усталость вышла из вас. Теперь вы отдохнувшие, полны сил и энергии. И мы приступаем к работе. Пожелаем друг другу успехов.

Сегодня у нас необычный урок. Урок будет проходить в виде состязания между четырьмя командами, названия которых соответствуют  типам темпераментов: «Сангвиники», «Холерики», «Флегматики», «Меланхолики». На уроке  мы выявим уровень ваших знаний по теме «Местоимение», используя современные психологические знания о типах темперамента.

2. Словарная работа, где комментируется орфография и дается лексическое значение  психологическим терминам.

Темперамент - это совокупность психических черт личности, основанных на определенном типе высшей нервной деятельности, то есть то, что дано человеку от природы.

Сангвиник - (от лат. - кровь, жизненная сила)- человек, для темперамента которого характерны легкая смена настроений, жизнелюбие, подвижность.

Флегматик - человек, отличающийся по своему темпераменту медленной восприимчивостью, слабым проявлением чувств, нераздражительностью, спокойствием.

Холерик - (от греч. - желчь) - человек по своему темпераменту быстро возбуждающийся, горячий, энергичный.

Меланхолик - (от греч. - черная желчь) - человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, впечатлительный, эмоциональный. 

3. Первый тур «Найди местоимение».

Участникам игры раздаются карточки с грамматическими заданиями. 

«Флегматики».

Флегматик  все делает медленно и неторопливо. Строя свой замок, он неделями думал, как возводить башню или где делать ворота. Увлеченный своей работой, он даже никого не замечал.

Задание.

Определи местоимение по признакам:

  1. Притяжательное местоимение в ед. числе, муж. роде, вин. падеже. В предложении является определением.
  2. Личное местоимение в ед. числе, муж. роде, им. падеже. В предложении является подлежащим. 

«Холерики».

Холерик ни минуты не мог сидеть спокойно. Он целый день носился на коне, громко кричал, разгоняя всех разбойников в округе. Его можно было увидеть там, где завелся какой-нибудь дракон.

Задание.

Найди местоимение по признакам:

  1. Неопределенное местоимение в форме им. падежа, муж. рода, ед. числа. В предложении выполняет роль определения.
  2. Личное местоимение в форме род. падежа, муж. рода, ед. числа. В предложении является дополнением. 

«Меланхолики».

Меланхолик был из них самый тихий и грустный. Он всегда всего боялся. Он пугался криков пролетавших драконов и любил сидеть на лавочке в тишине своего парка.

Задание.

Найди местоимение по морфологическим признакам:

  1. Личное местоимение во мн. числе, в род. падеже. В предложении является дополнением.
  2. Определительное местоимение в муж. роде, ед. числе. В предложении является определением. 

«Сангвиники».

Сангвиник каждое дело выполнял быстро и весело. Если он решил построить себе новый замок, то работал старательно и не прекращал дело до полного окончания. Сангвиник всегда мог постоять за себя.

Задание.

Определи местоимение по признакам:

  1. Определительное местоимение в ср. роде, ед. числе, в вин. падеже. В предложении является определением.
  2. Возвратное местоимение. В предложении является дополнением. 

4. Второй тур «Определи разряд местоимения».

Задание.

Выпишите местоимения, определите разряды.

Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье и в детстве приводил кое – кого в ужас, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чем не уступал своим солдатам, разделяя с ними тяготы походной жизни. Полной противоположностью Суворову был флегматик Кутузов. Вероятно, его темперамент оказал влияние на выбор стратегии в войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор, пока не затронуты их интересы. Они каждое дело доводят до конца, сохраняя спокойствие. Это и помогло Кутузову одержать победу над Наполеоном. А Наполеон был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов. Большинство поэтов, музыкантов, художников - меланхолики. К этому темпераменту относятся С. Есенин, Н. В. Гоголь. Их произведения - память об их чувствах и переживаниях. 

5. Третий тур «Творческий».

Задание.

Вашему вниманию предлагается карикатура датского художника Х. Бидструпа, где он показал, как реагируют на одно и тоже событие люди разных темпераментов. Глядя на рисунок, определите тип темперамента каждого героя, опишите это в мини- сочинении «Четыре типа темперамента». В своем сочинении используйте как можно больше местоимений.    

6. Четвертый тур «Итоговый».

Задание.

Запишите предложения, произведите морфологический разбор местоимений.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке имеется что-то от холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика.

7. Подведение итогов игры, оценивание.

  • Что называется темпераментом?
  • Что вы узнали о типах темперамента?
  • О каких свойствах  своего темперамента вы узнали?
  • Помог ли вам наш урок узнать о себе что-то новое?

8. Фотовыставка известных людей с указанием их темперамента.

Размер:
5.72 Kb
Скачали:
21