Конспект урока-экскурсии: Золотое кольцо России. 4 класс

К уроку прилагается презентация.

Цели: познакомить детей с интересными городами нашей Родины и их достопримечательностями; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; развивать умение ра­ботать с картой.

Оборудование: карта «Золотое кольцо России», слайды, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

- Почему кольцо? И почему золотое? На эти вопросы вы от­ветите в конце урока.

III. Введение в тему.

В каждом городе у нас будет небольшая экскурсия.

- Как называют людей, которые проводят экскурсии? (Экс­курсовод.)

Вы сегодня тоже попробуете себя в роли экскурсовода. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Мо­сквы. Давайте посмотрим на карту. (Слайд 2.)

- Кто был в Москве?

- Какие впечатления?

- А вы знаете, кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)

IV. Изучение нового материала.

Из города Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы при­бываем в город Сергиев Посад. (Слайд 3.)

Ученик рассказывает о городе при помощи текста на слайде. Учитель показывает слайды с видом города. (Слайды 4, 5.)

- Посмотрите на карту и скажите, какой следующий город? (Переславль-Залесский.)

В этом городе экскурсоводом будет ...

Ученик рассказывает о городе при помощи слайдов б, 7.

Учитель. В нескольких километрах от Переславля-Залесского находится Железнодорожный музей. В нем пред­ставлены уникальные образцы паровозов. Некоторые паровозы используются для съемок в кино. (Слайд 8.) Вернемся к нашей карте и определим, какой город мы посетим дальше.

Учитель. Да, это Великий Ростов. О городе Ростове нам расскажет... (Слайды 9, 10.)

Учитель дополняет ответы учащихся.

В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финиф­тью. (Слайд 11.)

Учитель. Следующая остановка на нашем маршруте - го­род Углич. В этом городе экскурсоводом будет работать... (Слайды 12, 13.)

Учитель. Вот и еще один город мы посетили. Из города Углича мы отправляемся в город Ярославль. (Слайд 14.)

Учитель. Вы видите звонницу монастыря Спаса-Преобра­женского собора, воздвигнутого в 1506-1510 гг.

В Ярославле находится старейший театр имени Ф. Волкова. Из Ярославля мы отправляемся в следующий город на Волге, в котором остановимся. Это город Кострома. (Слайд 15.)

(Есть легенда, которая объясняет, почему план города по­хож на веер. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кост­рому. В этот момент она развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.)

Дальше учащиеся с учителем рассматривают слайд 16, где изображены торговые ряды Костромы. (Торговые ряды суще­ствуют уже несколько веков. Каждому отводилось свое место. Об этом говорят названия - Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды...)

Учитель. Следующий город на Волге, в котором мы оста­новимся, вы определите по карте (Учащиеся работают с картой.)

Физкультминутка (зарядка для глаз)

Город Плес. (Слайды 17, 18.) О замечательном городе нам расскажет...

Учитель. Из Плеса мы отправляемся во всемирно извест­ный город-музей Суздаль. (Слайд 19.) Ученик рассказывает о городе.

Учитель. С XVI века в Суздале ведется строительство монастырей. Суздаль становится одним из религиозных центров России. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчест­ва, где собраны старинные постройки из дерева - церкви, избы, мельница и др. (Слайд 20.)

Учитель. Из Суздаля совсем недалеко до следующего го­рода - Владимира. Расскажет о городе... (Слайд 21.)

Рассматривая, слайд 22, учитель дополняет ответ учащихся. Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский со­бор в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из города Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше пу­тешествие по Золотому кольцу закончилось. (Слайд 23, карта «Золотое кольцо России».)

- Почему же называют кольцо?

- А почему золотое?

Мы с вами побывали в некоторых городах Золотого кольца. В туристический комплекс «Золотое кольцо» входят и другие города (Боголюбово, Гусь-Хрустальный и т. д.).

V. Итог урока.

- Посмотрите на карту-схему и перечислите города Золотого кольца.

- Объясните название «Золотое кольцо».

- Почему древние города строились на берегах рек и озер?

Домашнее задание: подготовить дополнительный материал о городах Золотого кольца.

Размер:
2.26 Mb
Скачали:
79