К уроку прилагается презентация.
Цели: познакомить детей с интересными городами нашей Родины и их достопримечательностями; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; развивать умение работать с картой.
Оборудование: карта «Золотое кольцо России», слайды, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.
- Почему кольцо? И почему золотое? На эти вопросы вы ответите в конце урока.
III. Введение в тему.
В каждом городе у нас будет небольшая экскурсия.
- Как называют людей, которые проводят экскурсии? (Экскурсовод.)
Вы сегодня тоже попробуете себя в роли экскурсовода. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту. (Слайд 2.)
- Кто был в Москве?
- Какие впечатления?
- А вы знаете, кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)
IV. Изучение нового материала.
Из города Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад. (Слайд 3.)
Ученик рассказывает о городе при помощи текста на слайде. Учитель показывает слайды с видом города. (Слайды 4, 5.)
- Посмотрите на карту и скажите, какой следующий город? (Переславль-Залесский.)
В этом городе экскурсоводом будет ...
Ученик рассказывает о городе при помощи слайдов б, 7.
Учитель. В нескольких километрах от Переславля-Залесского находится Железнодорожный музей. В нем представлены уникальные образцы паровозов. Некоторые паровозы используются для съемок в кино. (Слайд 8.) Вернемся к нашей карте и определим, какой город мы посетим дальше.
Учитель. Да, это Великий Ростов. О городе Ростове нам расскажет... (Слайды 9, 10.)
Учитель дополняет ответы учащихся.
В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. (Слайд 11.)
Учитель. Следующая остановка на нашем маршруте - город Углич. В этом городе экскурсоводом будет работать... (Слайды 12, 13.)
Учитель. Вот и еще один город мы посетили. Из города Углича мы отправляемся в город Ярославль. (Слайд 14.)
Учитель. Вы видите звонницу монастыря Спаса-Преображенского собора, воздвигнутого в 1506-1510 гг.
В Ярославле находится старейший театр имени Ф. Волкова. Из Ярославля мы отправляемся в следующий город на Волге, в котором остановимся. Это город Кострома. (Слайд 15.)
(Есть легенда, которая объясняет, почему план города похож на веер. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент она развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.)
Дальше учащиеся с учителем рассматривают слайд 16, где изображены торговые ряды Костромы. (Торговые ряды существуют уже несколько веков. Каждому отводилось свое место. Об этом говорят названия - Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды...)
Учитель. Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, вы определите по карте (Учащиеся работают с картой.)
Физкультминутка (зарядка для глаз)
Город Плес. (Слайды 17, 18.) О замечательном городе нам расскажет...
Учитель. Из Плеса мы отправляемся во всемирно известный город-музей Суздаль. (Слайд 19.) Ученик рассказывает о городе.
Учитель. С XVI века в Суздале ведется строительство монастырей. Суздаль становится одним из религиозных центров России. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева - церкви, избы, мельница и др. (Слайд 20.)
Учитель. Из Суздаля совсем недалеко до следующего города - Владимира. Расскажет о городе... (Слайд 21.)
Рассматривая, слайд 22, учитель дополняет ответ учащихся. Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Из города Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу закончилось. (Слайд 23, карта «Золотое кольцо России».)
- Почему же называют кольцо?
- А почему золотое?
Мы с вами побывали в некоторых городах Золотого кольца. В туристический комплекс «Золотое кольцо» входят и другие города (Боголюбово, Гусь-Хрустальный и т. д.).
V. Итог урока.
- Посмотрите на карту-схему и перечислите города Золотого кольца.
- Объясните название «Золотое кольцо».
- Почему древние города строились на берегах рек и озер?
Домашнее задание: подготовить дополнительный материал о городах Золотого кольца.