Цели: обобщить знания о местоимении как самостоятельной части речи, полученные в начальной школе, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Ресурсы: компьютерная презентация урока для интерактивного комплекса, карточки для групповой работы (приложение), чистый лист для интеллект-карты, учебник русского языка для 6 класса, ч. 2, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.
Ход урока
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, а теперь – соседу по парте! И на этой позитивной ноте начнем нашу работу. Присаживайтесь.
Тема урока
- Нам предстоит много работы. А тему урока вы узнаете, разгадав анаграмму (ИАК)
Запись числа, темы урока
- Что вы знаете о местоимении?
- Посмотрите внимательно на слово. Определите его значение. Как образовано оно? (сложение)
- Что значит вместо имени? Вместо какого имени?
- Какие задачи мы должны решить на уроке? Правильно определить задачи помогут ключевые слова.
Вспомнить…
Повторить…
Тренироваться…
Работа с интеллект-картой
- Чтобы собрать все свои знания в одно целое, давайте составим интеллект-карту. У вас на партах лист с темой урока и цветные карандаши. Тема – это главное, поэтому он в середине. А вокруг этого ядра мы будем записывать все о местоимении.
Фронтальная работа по составлению интеллект-карты
- Давайте покажем на своих картах, что мы знаем о местоимениях.
- Самостоятельная часть речи. Докажите (указывает на предметы, признаки, количества)
- Грамматические признаки (число, род, падеж)
- Личные (1, 2, 3 лица)
- Синтаксическая роль (подлежащее, дополнение, определение)
Если возникают трудности, у вас есть помощник – учебник.
- Почему я подрисовала пустые стрелочки? (остаются вопросы)
- Какие из поставленных нами задач мы решили? (вспомнили, повторили)
- Решением какой задачи мы сейчас займемся? (тренироваться)
Квест "Весна"
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами
Зима недаром злится, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора
- Какой из отрывков передает настроение сегодняшнего дня?
- Как зима злится? Все равно по календарю весна, и мы ей рады! И работу с местоимениями мы продолжим в форме квест-игры "Весна".
Первое задание вы найдет под крышкой одной из парт.
Задание 1
Списать текст с доски. Вставить пропущенные буквы, обозначив морфемы на месте их пропуска.
Орфо-пунктуационная разминка
Чу_ствуется пр_ближение весны. Она громко заявля_т о своих правах. За несколько дней снег почернел и по дорогам поб_жали ручьи.
Списывание. Проверка – взаимопроверка и "волшебная лупа"
- Сейчас "волшебная лупа" откроет вам тайну пропусков, а вы обменяйтесь тетрадками. Если орфограмма указана верно - ставим плюс. Обменяйтесь тетрадками. Поднимите руку у кого пять +. Выставление оценок за грамотность
Второе задание вы найдете на своих партах. Читайте, выполняйте. (ИАК)
- Выписать местоимения из текста. Заполнить таблицу.
Местоимения
|
На какой вопрос отвечает? |
На какую часть речи похоже? |
Каким членом предложения является? |
она |
|
|
|
о своих |
|
|
|
за несколько |
|
|
|
- Кто выполнил быстро, на ИАК заполняет таблицу
Вывод:
- Что вы увидели в таблице? (местоимения указывают на существительное, прилагательное, числительное)
- Как вы догадались? (по вопросу)
- Вернемся к интеллект-картам. Где подпишем, на какие части речи указывают? Там же и вопросы.
Физминутка
Движения под песню "Я, ты, он, она – вместе целая семья"
- Сколько местоимений было в словах физминутки?
- Кто правильно назвал количество местоимений, найдет третье задание за дверью.
Третье задание. Домашнее. Запишите в дневники. (Стр. 65, упр. 434)
- Посмотрите на задание, задайте вопросы, если они возникли.
Четвертое задание. Найдите сами. (на стене)
- Открыть учебники на стр. 65, найти упражнение № 435.
Прочитать текст.
Работа с текстом
- Прочитать текст, передавая настроение автора.
- Как озаглавить его? Слова из текста? ("Весна – счастливое время года", "Пробуждение природы", "Наступление весны")
- Какие слова выделены в тексте? (местоимения)
- Выпишите все местоимения в столбик, около каждого запишите его признаки. Какие признаки будете указывать? Посмотрите в интеллект-карты, какие грамматические признаки у местоимений? Определяя признаки, не забывайте смотреть, на какой предмет указывает это местоимение.
Его – ед.ч, р.п, ср.р
она – ед.ч, им.п, ж.р
в такое – ед.ч, в.п, ср.р
под самую – ед.ч, в.п, ж.р
всё – им.п
в это – ед.ч, в.п, ср.р
Проверка "Кот в мешке" (ИАК)
- Вам знаком фразеологизм "Кот в мешке"? Предлагаю вам поиграть в такую игру. Нажимаете на любое окно и называете число, падеж, род местоимения. Тетрадка в помощь. (3 местоимения)
Пятое задание вы найдете на последней странице учебника
Как работаем в парах?
Задание 5
Поработайте в парах. Откройте учебники на стр. 66, найдите упражнение № 436. Устно проговорите каждое предложение друг другу. Найдите недочеты и запишите правильно. Пишем до команды СТОП (сколько успеете). Потом кладем ручки.
Проверка на документ-камере. Оценка паре.
Итог урока
Последнее задание на ИАК
Что зашифровано на картинке (интеллект-карта)
- Вернемся к нашим интеллект-картам. Посмотрите и скажите, здесь вся информация о местоимениях?
- Вам предстоит долгий путь изучения этой части речи. И во время этого пути ваши карты будут пополняться новыми и новыми записями.
- А теперь слово ученому, который обобщит всю информацию сегодняшнего урока. (мантия) (Документ-камера – для карты ученика). Оценка.
Рефлексия
- Наш урок подошел к концу, и я хочу увидеть, с какими мыслями вы уходите сейчас. Возьмите сигнальные карточки (ИАК – зеленый – все понятно, желтый – есть, что повторить, красный – ничего не понял)
Задания для квеста
Задание 1
Списать текст с доски. Вставить пропущенные буквы, обозначив морфемы на месте их пропуска.
Задание 2
Запишите в дневники. Стр. 65, упр. 434
Задание 3
Открыть учебники на стр. 65, найти упражнение № 435. Внимательно прочитать текст.
Задание 4
Поработайте в парах. Откройте учебники на стр. 66, найдите упражнение № 436. Устно проговорите каждое предложение друг другу. Найдите недочеты и запишите правильно. Пишем до команды СТОП (сколько успеете). Потом кладем ручки.