Конспект урока русского языка 6 класс на тему: Местоимение как часть речи

Цели: обобщить знания о местоимении как самостоятельной части речи, полученные в начальной школе, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Ресурсы: компьютерная презентация урока для интерактивного комплекса, карточки для групповой работы (приложение), чистый лист для интеллект-карты, учебник русского языка для 6 класса, ч. 2, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, а теперь – соседу по парте! И на этой позитивной ноте начнем нашу работу. Присаживайтесь.

Тема урока
- Нам предстоит много работы. А тему урока вы узнаете, разгадав анаграмму (ИАК)

Запись числа, темы урока

- Что вы знаете о местоимении?
- Посмотрите внимательно на слово. Определите его значение. Как образовано оно? (сложение)
- Что значит вместо имени? Вместо какого имени?
- Какие задачи мы должны решить на уроке? Правильно определить задачи помогут ключевые слова.

Вспомнить…
Повторить…
Тренироваться…

Работа с интеллект-картой

- Чтобы собрать все свои знания в одно целое, давайте составим интеллект-карту. У вас на партах лист с темой урока и цветные карандаши. Тема – это главное, поэтому он в середине. А вокруг этого ядра мы будем записывать все о местоимении.

Фронтальная работа по составлению интеллект-карты

- Давайте покажем на своих картах, что мы знаем о местоимениях.
- Самостоятельная часть речи. Докажите (указывает на предметы, признаки, количества)
- Грамматические признаки (число, род, падеж)
- Личные (1, 2, 3 лица)
- Синтаксическая роль (подлежащее, дополнение, определение)

Если возникают трудности, у вас есть помощник – учебник.
- Почему я подрисовала пустые стрелочки? (остаются вопросы)
- Какие из поставленных нами задач мы решили? (вспомнили, повторили)
- Решением какой задачи мы сейчас займемся? (тренироваться)

Квест "Весна"

К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами
Зима недаром злится, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора

- Какой из отрывков передает настроение сегодняшнего дня?
- Как зима злится? Все равно по календарю весна, и мы ей рады! И работу с местоимениями мы продолжим в форме квест-игры "Весна".

Первое задание вы найдет под крышкой одной из парт.

Задание 1

Списать текст с доски. Вставить пропущенные буквы, обозначив морфемы на месте их пропуска.
Орфо-пунктуационная разминка

Чу_ствуется пр_ближение весны. Она громко заявля_т о своих правах. За несколько дней снег почернел и по дорогам поб_жали ручьи.

Списывание. Проверка – взаимопроверка и "волшебная лупа"

- Сейчас "волшебная лупа" откроет вам тайну пропусков, а вы обменяйтесь тетрадками. Если орфограмма указана верно - ставим плюс. Обменяйтесь тетрадками. Поднимите руку у кого пять +. Выставление оценок за грамотность

Второе задание вы найдете на своих партах. Читайте, выполняйте. (ИАК)
- Выписать местоимения из текста. Заполнить таблицу.

Местоимения

 

На какой вопрос отвечает?

На какую часть речи похоже?

Каким членом предложения является?

она

 

 

 

о своих

 

 

 

за несколько

 

 

 

- Кто выполнил быстро, на ИАК заполняет таблицу
Вывод:
- Что вы увидели в таблице? (местоимения указывают на существительное, прилагательное, числительное)
- Как вы догадались? (по вопросу)
- Вернемся к интеллект-картам. Где подпишем, на какие части речи указывают? Там же и вопросы.

Физминутка

Движения под песню "Я, ты, он, она – вместе целая семья"
- Сколько местоимений было в словах физминутки?
- Кто правильно назвал количество местоимений, найдет третье задание за дверью.

Третье задание. Домашнее. Запишите в дневники. (Стр. 65, упр. 434)
- Посмотрите на задание, задайте вопросы, если они возникли.

Четвертое задание. Найдите сами. (на стене)
- Открыть учебники на стр. 65, найти упражнение № 435.

Прочитать текст.

Работа с текстом

- Прочитать текст, передавая настроение автора.
- Как озаглавить его? Слова из текста? ("Весна – счастливое время года", "Пробуждение природы", "Наступление весны")
- Какие слова выделены в тексте? (местоимения)
- Выпишите все местоимения в столбик, около каждого запишите его признаки. Какие признаки будете указывать? Посмотрите в интеллект-карты, какие грамматические признаки у местоимений? Определяя признаки, не забывайте смотреть, на какой предмет указывает это местоимение.

Его – ед.ч, р.п, ср.р
она – ед.ч, им.п, ж.р
в такое – ед.ч, в.п, ср.р
под самую – ед.ч, в.п, ж.р
всё – им.п
в это – ед.ч, в.п, ср.р

Проверка "Кот в мешке" (ИАК)

- Вам знаком фразеологизм "Кот в мешке"? Предлагаю вам поиграть в такую игру. Нажимаете на любое окно и называете число, падеж, род местоимения. Тетрадка в помощь. (3 местоимения)
Пятое задание вы найдете на последней странице учебника

Как работаем в парах?

  1. Читаем.
  2. Находим ошибку.
  3. Исправляем.
  4. Записываем правильный вариант.

Задание 5

Поработайте в парах. Откройте учебники на стр. 66, найдите упражнение № 436. Устно проговорите каждое предложение друг другу. Найдите недочеты и запишите правильно. Пишем до команды СТОП (сколько успеете). Потом кладем ручки.

Проверка на документ-камере. Оценка паре.

Итог урока

Последнее задание на ИАК
Что зашифровано на картинке (интеллект-карта)
- Вернемся к нашим интеллект-картам. Посмотрите и скажите, здесь вся информация о местоимениях?
- Вам предстоит долгий путь изучения этой части речи. И во время этого пути ваши карты будут пополняться новыми и новыми записями.
- А теперь слово ученому, который обобщит всю информацию сегодняшнего урока. (мантия) (Документ-камера – для карты ученика). Оценка.

Рефлексия

- Наш урок подошел к концу, и я хочу увидеть, с какими мыслями вы уходите сейчас. Возьмите сигнальные карточки (ИАК – зеленый – все понятно, желтый – есть, что повторить, красный – ничего не понял)

Задания для квеста

Задание 1
Списать текст с доски. Вставить пропущенные буквы, обозначив морфемы на месте их пропуска.

Задание 2
Запишите в дневники. Стр. 65, упр. 434

Задание 3
Открыть учебники на стр. 65, найти упражнение № 435. Внимательно прочитать текст.

Задание 4
Поработайте в парах. Откройте учебники на стр. 66, найдите упражнение № 436. Устно проговорите каждое предложение друг другу. Найдите недочеты и запишите правильно. Пишем до команды СТОП (сколько успеете). Потом кладем ручки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!