Конспект урока русского языка 6 класс на тему "Фразеологизмы"

Цели урока:

  • освоение понятия "фразеологизм";
  • формирование умения опознавать фразеологизмы в тексте, понимать их значение и уместно употреблять в собственной речевой практике;
  • содействие развитию образного мышления, связной речи учащихся;
  • обогащение словарного запаса школьников.

Ход урока                       

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Проверка  домашнего задания

Учитель: Ребята, вы в один миг справились с заданием. Это значит, что вы  как свои пять пальцев знаете материал. Работы у нас хоть отбавляй, поэтому засучив рукава примемся за дело.

- Какие словосочетания в данных  предложениях употребляются в переносном значении?

- Как вы понимаете эти выражения?

Запись темы урока и эпиграфа.

Созвучья  слова  не  случайны!

Пусть  связь  речений  далека,

В ней неразгаданные  тайны

Всегда  живого  языка. (В. Брюсов)

Изучение  нового  материала

а) Работа с учебником

Задание: сравните  свободные словосочетания и устойчивые выражения, составьте шпаргалку «Признаки фразеологизма».

Слова в составе фразеологизма нельзя  заменить другими словами. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. Смысл имеют не отдельные слова, а всё выражение.

Фразеологизмы  используются готовыми, требуют запоминания.

Являются одним членом  предложения.

б) Знакомство с фразеологическим словарём.

в) Сообщение учителя об истории возникновения фразеологизмов.

Закрепление  изученного материала

Задание №1. Какое из  двух словосочетаний  является  фразеологизмом и почему? Выпишите его.

Золотые зубы, золотые руки; медвежья услуга, медвежья берлога; волчий хвост, волчий аппетит; важная деталь, важная птица; горькая  микстура,  горькая правда;  приходить в голову, приходить в школу; дрова загорелись, глаза загорелись.

Задание №2. Попробуй  догадаться, какие фразеологизмы  изобразил художник на рисунках, объясни значение  этих  выражений.

Задание №3. Восстановите фразеологизмы. Объясните их значение.

Работа осуществляется в парах. В случае затруднения ребята пользуются фразеологическим  словарём.

Дрожит                               до небес

Знать                                 сложа  руки

Сидеть                                в собственном  соку

Вариться                              на  чистую  воду

Держать                              как  сыр в масле

Выводить                             вокруг  пальца

Катается                              из мухи  слона

Возносить                            как  осиновый  лист

Водить                                в ежовых  рукавицах

Делать                                как свои пять пальцев

Задание №4 Найдите и исправьте  ошибки в предложениях. Почему  произошло разрушение  фразеологизмов?

Нужен как щуке ЗОНТИК (брюки). Он весь день валяет ЛОДЫРЯ. У мастера работа ПЫЛАЕТ в руках.

Физкультминутка

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо  сели, вновь за  дело. 

Задание №5. Творческая работа в группах.

В записи зашифрованы  фразеологизмы. Запишите их, указывая к каждому слово-синоним или близкое по значению словосочетание. Подготовьте иллюстрацию к одному из фразеологизмов.

Образец: ломать голову - напряжённо  думать.

Голову                           на задних лапках

Ломать                           копья ходить гоголем

Спину                            по струнке

Шапку                            по миру

С потолка                        в трубу

Взять                             себя в руки 

На заметку                      слезу

В переплёт                      пускать пыль в глаза

Контроль усвоения изученного материала

Задание 1 уровня: найдите и подчеркните фразеологизмы в предложениях.

Задание 2 уровня: найдите в предложениях фразеологизмы и объясните их значение.

а) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

б) Ребята работали засучив рукава.

в) Никиту как ветром сдуло с веранды.

г) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.

Задание 3 уровня: замените в предложениях  выделенные  выражения фразеологическими оборотами.

а) Мы СОВЕРШЕННО ИСКРЕННЕ пожелали гостям счастливого  пути.

б) Мы ИСПОЛНИЛИ СВОЁ ОБЕЩАНИЕ.

в) Целый час он меня ОБМАНЫВАЛ, ВВОДИЛ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

г) Мы ПРИСТАЛЬНО, ВНИМАТЕЛЬНО, НЕОТРЫВНО смотрели на космонавтов.

Задание 4 уровня: составьте небольшой текст, используя фразеологизмы.

Подведение итогов урока. Рефлексия. 

Ответьте на вопрос: какие открытия я сделал на уроке?

Выставление отметок.

Постановка домашнего задания (по выбору  учащихся)

  1. Упражнение № 25.
  2. Объяснить значение и происхождение  фразеологизмов: сизифов труд, авгиевы конюшни, ахиллесова пята. 
Размер:
17.9 Kb
Скачали:
11