Цели урока:
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, вы в один миг справились с заданием. Это значит, что вы как свои пять пальцев знаете материал. Работы у нас хоть отбавляй, поэтому засучив рукава примемся за дело.
- Какие словосочетания в данных предложениях употребляются в переносном значении?
- Как вы понимаете эти выражения?
Запись темы урока и эпиграфа.
Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всегда живого языка. (В. Брюсов)
а) Работа с учебником
Задание: сравните свободные словосочетания и устойчивые выражения, составьте шпаргалку «Признаки фразеологизма».
Слова в составе фразеологизма нельзя заменить другими словами. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. Смысл имеют не отдельные слова, а всё выражение.
Фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.
Являются одним членом предложения.
б) Знакомство с фразеологическим словарём.
в) Сообщение учителя об истории возникновения фразеологизмов.
Задание №1. Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему? Выпишите его.
Золотые зубы, золотые руки; медвежья услуга, медвежья берлога; волчий хвост, волчий аппетит; важная деталь, важная птица; горькая микстура, горькая правда; приходить в голову, приходить в школу; дрова загорелись, глаза загорелись.
Задание №2. Попробуй догадаться, какие фразеологизмы изобразил художник на рисунках, объясни значение этих выражений.
Задание №3. Восстановите фразеологизмы. Объясните их значение.
Работа осуществляется в парах. В случае затруднения ребята пользуются фразеологическим словарём.
Дрожит до небес
Знать сложа руки
Сидеть в собственном соку
Вариться на чистую воду
Держать как сыр в масле
Выводить вокруг пальца
Катается из мухи слона
Возносить как осиновый лист
Водить в ежовых рукавицах
Делать как свои пять пальцев
Задание №4 Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Почему произошло разрушение фразеологизмов?
Нужен как щуке ЗОНТИК (брюки). Он весь день валяет ЛОДЫРЯ. У мастера работа ПЫЛАЕТ в руках.
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Задание №5. Творческая работа в группах.
В записи зашифрованы фразеологизмы. Запишите их, указывая к каждому слово-синоним или близкое по значению словосочетание. Подготовьте иллюстрацию к одному из фразеологизмов.
Образец: ломать голову - напряжённо думать.
Голову на задних лапках
Ломать копья ходить гоголем
Спину по струнке
Шапку по миру
С потолка в трубу
Взять себя в руки
На заметку слезу
В переплёт пускать пыль в глаза
Задание 1 уровня: найдите и подчеркните фразеологизмы в предложениях.
Задание 2 уровня: найдите в предложениях фразеологизмы и объясните их значение.
а) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
б) Ребята работали засучив рукава.
в) Никиту как ветром сдуло с веранды.
г) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.
Задание 3 уровня: замените в предложениях выделенные выражения фразеологическими оборотами.
а) Мы СОВЕРШЕННО ИСКРЕННЕ пожелали гостям счастливого пути.
б) Мы ИСПОЛНИЛИ СВОЁ ОБЕЩАНИЕ.
в) Целый час он меня ОБМАНЫВАЛ, ВВОДИЛ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ.
г) Мы ПРИСТАЛЬНО, ВНИМАТЕЛЬНО, НЕОТРЫВНО смотрели на космонавтов.
Задание 4 уровня: составьте небольшой текст, используя фразеологизмы.
Ответьте на вопрос: какие открытия я сделал на уроке?
Выставление отметок.
Постановка домашнего задания (по выбору учащихся)