Цель: Сформировать умение указывать обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно интонировать и использовать их речи, правильно расставлять знаки препинания.
Тип урока: формирование новых знаний
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание – продолжить предложение рядом однородных членов (три ученика работают по карточкам):
Это была работа незаметная, но важная, нужная и полезная.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Словарный диктант (карточный)
- Подберите общее название для перечисленных предметов и запишите его
(Фрукты): яблоко, груша, абрикос.
(Овощи): капуста, огурцы, помидоры.
(Цветы): ромашка, гвоздика, тюльпан.
(Транспорт): автобус, трамвай, метро.
(Сказочные герои): Буратино, Чебурашка, Колобок.
IV. Работа по теме
1. Тренировочные задания
- Составьте устно предложение с этими группами слов. (Одно из них учитель записывает на доске). Например:
У бабушки в огороде растут разные овощи: и огурцы, и капуста, и морковь.
- Подчеркните обобщающее слово и однородные члены предложения.
- Как ставятся знаки препинания в таких предложениях?
- Поменяйте местами однородные члены и обобщающее слово. Как изменится при этом пунктуация?
2. Работа с учебником.
Знакомство с теоретическим материалом (учебник стр.54)
Употребление обобщающего слова подчеркивает, выделяет группу однородных членов в смысловом и грамматическом значении.
3. Работа у доски.
- Запишите предложение под диктовку, найдите обобщающее слово и однородные члены предложения.
А) Ни дождь, ни ветер, ни холод – ничто не могло остановить юных туристов.
Б) Дорога постоянно меняла уклон: то поднималась вверх, то опускалась.
В) Ребятам приходилось сложно в любое время: и утром, и вечером, и ночью.
4. Работа с учебником.
Упражнение 85 с комментариями.
Для сильных учащихся – по иллюстрациям составить предложения с обобщающим словом и однородными членами предложения.
5. Физкультминутка.
6. «Черный ящик» - кроссворд (в полной версии)
V. Итог урока.
- Какую тему мы сегодня прошли?
- Что такое обобщающие слова?
- Как мы выделяем их в предложении?
VI. Домашнее задание: выучить теоретический материал, составить 3-4 предложения с обобщающими словами.