Конспект урока русского языка 4 класс: Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Форма: урок-игра по сказке «Цветик-семицветик». УМК «Школа 2100»

Цель: упражняться в умении ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Оборудование: пакеты с заданиями, записи на доске, цветик-семицветик, лепестки с буквами, запись песни

Ход урока

1. Оргмомент 

Прозвенел весёлый звонок,

Позвав нас на урок.

Урок русского языка.

2. Введение в тему урока(звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)

Вы любите сказки? Вы любите и играть, правда?

Сегодняшний урок у нас необычный. Это будет урок-игра по сказке. А по какой сказке вы сами, я думаю, скажите.

Послушайте  небольшой отрывок из сказки (учитель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)

Сегодня Цветик-семицветик поможет вспомнить всё, что мы знаем о предложениях. А какие предложения вы знаете? (ответы детей).

Работать будем парами. Цель одна – выполнять верно задания.За каждое выполненное задание вы будете получать лепесток с буквой. К концу урока  выиз букв составите слово.

Чтобы начать работу, мы должны вспомнить, что девочка Женя делалас  цветком в сказке. Какие слова она произносила?

3. Работа над темой урока.

Отрываем первый лепесток и произносим волшебные слова. На каждом оторванном лепестке вы прочтёте задание.

Красный лепеток "Давай порисуем"

Задание: я читаю предложения, ваша задача определить, какое оно.

Соответствующий прямоугольник вы закрашиваете. Подобное задание вам знакомо.

  1. Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин.
  2. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую комнату.
  3. «Воздух в шаре остыл», – объяснил Незнайка.
  4. Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее».
  5. Ветер гудел и с шумом гнал волны.
  6. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились и сели на чёрную тучу. 

 

Предложения с прямой речью

Простые предложения

Сложные предложения

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

Ребята получают лепесток. (М)

Оранжевый лепесток "Вспомни"

Задание: будем вспоминать теоретический материал. В предложениях пропущены слова. Догадайтесь, какие и впишите их в предложения. Результат проверим по цепочке. 

  1. Простое предложение состоит …
  2. Предложения с прямой речью состоят …
  3. Между частями сложного предложения на письме …
  4. Если однородные члены соединены без помощи союзов, то запятая …
  5. Прямая речь на письме оформляется всегда …
  6. Прямая речь в предложении может находиться …
  7. После прямой речи перед словами автора ставится …
  8. После слов автора перед прямой речью ставится …

Ребята получают лепесток. (Л

Желтый лепесток "Знаки препинания"

Задание: на доске схемы предложений. В них пропущены знаки препинания. Вы должны их поставить в нужное место

Сземы представлены в полной версии документа.

Ребята получают лепесток. (Ы

Голубой лепесток "Ребусы"

Задание: разгадайте ребусы. 

Ребята получают лепесток. (О)

Синий лепесток "Поиграем" 

Задание: соединить слова автора с прямой речью. Условие – сохранить рифму 

Затеем-ка игру!                                                           за всех ответил тигр.

Быстрей сходитесь в круг                                               всех успокоил дикобраз.

Нам вовсе не до игр!                                                    промолвил кенгуру.

Да и какой в них толк!                                                  пробормотал индюк.

Сыграем в следующий раз                                              добавил серый волк.

Ребята получают лепесток. (О)

Фиолетовый лепесток "Графический диктант"

Задание: послушайте предложения. Определите на слух, каким является каждое предложение. Составьте схему каждого предложения. 

  1. Тут за дверью снова раздались шаги и послышался чей-то шёпот: «Где он?»
  2. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях.
  3. Вдали стоит дубовый лес.
  4. «Терпеть не могу зубной порошок», – проворчал Незнайка.
  5. Заяц грызёт сладкую морковку, оголяет стволы.

Ребята получают лепесток. (Д)

Зеленый лепесток "Решим кроссворд"

Задание: решить кроссворд 

  1. Речь, переданная дословно от имени говорящего.
  2. Предложение с одной грамматической основой.
  3. Члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одной и той же частью речи.
  4. Предложения с двумя и более грамматическими основами.
  5. Знак препинания в конце предложения.
  6. Главный член предложения.
  7. Она состоит из главных членов предложения. В предложениях она грамматическая.
  8. Знак препинания, похожий на математический знак арифме-тического действия.

Ребята получают лепесток. (Ц)

4. Итог урока.

Составьте слово из собранных букв. Урок наш заканчивается. Вы действительно молодцы. И напоследок составьте любые предложения с получившимся словом. Спасибо за урок! (звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)

Автор: Миронова Марина Николаевна, МОКУ «Моготская СОШ», п. Могот Амурской области Тындинского района, учитель начальных классов
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!