Цели:
Оборудование: различные словари; карточки с заданиями; стенгазеты; рисунки учащихся.
Эпиграф: Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке (Анатоль Франс).
Учитель: Мне бы хотелось начать этот урок с высказывания французского писателя 19 – 20 века Анатолия Франса: «Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души родины и человечества».
А как вы, ребята, понимание значение слова словарь?
Давайте заглянем в «Толковый словарь» С.И. Ожегова и выясним, как разъясняется в нем значение этого слова.
"Словарь"
Учитель: Для чего нам нужны словари?
- В каких случаях они приходят к нам на помощь?
- Назовите словари, к которым мы обращаемся чаще всего на уроках русского языка.
- Какие словари вам еще известны?
- А сейчас знакомство со словарями! «Словари» расскажут нам о своем рабочем дне, а вы определите какой словарь перед вами.
Ученик от имени фразеологического словаря: Я встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня по спине побежали мурашки, но я с грехом пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали у меня волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.
Учитель: О каком словаре идет речь? Как вы догадались об этом?
Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания?
Для чего фразеологизмы нужны в речи?
Ученик: Да, я фразеологический словарь! Это особый тип толкового словаря, в котором даются фразеологизмы, т.е. выражение типа бить баклуши, пожинать лавры, засучив рукава. В словаре даны толкования значений фразеологических оборотов; приведены различные формы их употребления; их синонимы, антонимы; разъяснено происхождение фразеологических оборотов. Я интересен для людей любых профессий.
А сейчас попрошу вас, ребята, выполнить мое задание. Используя фразеологические обороты, вам необходимо ответить на мои вопросы.
Как говорят:
Пользуйтесь фразеологическими словарями, и они сделают вашу речь яркой, выразительной!
Ученик от имени словаря иностранных слов: Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашечку кофе с сахаром.
Учитель: О каком словаре сейчас идет речь? С помощью каких слов вы догадались об этом?
- Как называют иностранные слова, употребляемые в каком-либо языке?
Расскажите, как заимствованные слова появляются в нашей речи?
Ученик: Я словарь иностранных языков. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, пришедшими в русский язык с других языков. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета (это шарф, галифе, кашне, жабо, берет и др.)
А сейчас поиграем. О чем идет речь в этих фразах? Вашим ответом должно стать заимствованное слово.
Ученик от имени толкового словаря: В 6 часов утра началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий С. Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать:
Угадали что за словарь?
Я толковый словарь. Впервые мне дал определение Владимир Иванович Даль. « А кто он такой?» - спросите вы.
В прошлом веке в России жил человек, который собирал слова. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, то есть объяснение. Делом всей его жизни стал « Толковый словарь живого великорусского языка « Это четыре увесистых тома, в которых объяснены тысячи русских слов. В Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.
Ученик от имени словаря синонимов: Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну все, пора за работу: думать, мыслить, раздумывать, помышлять, кумекать, размышлять, соображать, ломать голову, работать головой, шевелить мозгами.
Учитель: Что это за словарь? Что такое синонимы?
Ученик: Я словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку яркость и выразительность.
Речь ребят часто бедна. Особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами, обозначающими речевую деятельность. Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить, и т. д.
А теперь мое задание! К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. Назовите их. (Одержать победу, выиграть бой, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, пересилить, сразить, сломить, осилить, побить, сломать, перебороть, восторжествовать, возобладать.
Учитель: Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует очень много различных словарей. Надеюсь, вы поняли что в случае затруднений мы всегда можем обратиться к толковым, орфографическим, фразеологическим, орфоэпическим и другим словарям.
Калейдоскоп заданий
1. Вспомните и запишите фразеологизмы, имеющие в своем составе слово язык, например, держать язык за зубами.
2. Подберите слова-синонимы, синонимические словосочетания к следующим фразеологическим оборотам и составьте с ними предложения.
Кот наплакал - … (чуть-чуть)
В тот же миг - … (сразу же)
От корки до корки - … (от начала до конца)
Как рыба в воде - … (очень хорошо)
За тридевять земель - … (далеко)
3. Напиши правильно, используя орфографический словарь: акв…рель, жев…ный, бас…ейн, д…станция, ож…релье, почталь…н, ровес…ник, сверс…ник, ф…нтазия.
4. Определите значение слова угол в данном тексте.
Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: «Марина, в угол!» Я шла, останавливалась, думала.После войны я снимала углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли постоянно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения не совпадающий с прямым и верным.
Угол:
- О каких словарях мы сегодня вспомнили?
- Для чего нужны словари?
Домашнее задание
Составьте небольшие рассказы о словарях.