Цели:
Оборудование: композиция «Декабрь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года»; четвёртый том «Словаря русского языка»; фотографии с изображением снегурок (коньков); карточки со словами «снегирь», «снегирёк», «снегирище»; карточки с заданиями для групповой работы.
Учитель: Ребята, поприветствуйте друг друга, наших гостей. Тихо садитесь. (Учащиеся рассажены по группам, в каждой группе по 4 человека)
- Урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, название работы. Положите ручки.
Учитель: Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение Погореловского «Снежная сказка», а вы внимательно послушайте. (Звучит композиция «Декабрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года»)
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Учитель: Понравилось вам стихотворение? Я прочитаю вам ещё раз это стихотворение, а вы попробуйте определить в нём однокоренные слова. Итак, слушайте внимательно. (Учитель читает стихотворение без музыкального сопровождения)
- Назовите однокоренные слова, которые услышали. Запишите их в тетради.
- На доске записаны все однокоренные слова, встречающиеся в этом стихотворении (снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки).
- А теперь проверьте и допишите слова, которые мы не назвали.
- Почему мы называем эти слова однокоренными? Что такое корень? Выделим корень у данных слов (один из учащихся класса выполняет работу у доски)
Учитель: Прочитайте ещё раз эти слова. Все ли слова вам понятны?
- А «снегурки» что такое?
- Если нам трудно объяснить значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть значение этого слова в толковом словаре)
- Слово «снегурки» встречается не во всех словарях. Толкование слова «снегурки» я нашла в четвёртом томе «Словаря русского языка». У каждой группы на столах лежит этот словарь. Найдите словарную статью о слове «снегурки». (Учащиеся находят в словаре, что снегурки это то же самое, что и снегурочки)
- Ребята, теперь нам понятно значение слова «снегурки»? (Нет)
- Как вы думаете, что необходимо нам сделать? (Нужно посмотреть значение слова «снегурочки»)
- Найдите значение этого слова. Прочитайте вслух. (Один из учащихся зачитывает значение слова «снегурочки»)
- Посмотрите, как выглядели эти коньки. (Учитель показывает фотографии с изображением снегурок)
-На таких коньках катались ваши прабабушки и прадедушки.
Учитель:А теперь ещё раз посмотрите на однокоренные слова из стихотворения «Снежная сказка» и назовите слово, которое отвечает на вопрос кто? и стоит во мн.ч. (Снегири)
- Поставьте его в ед.ч. (Учитель крепит на доску карточку)
С Н Е Г И Р Ь
- Если снегирь очень далеко от нас, каким мы его видим? Как назовём? (Учитель крепит на доску карточку)
С Н Е Г И Р Ё К
- Если мы посмотрим на снегиря через увеличительное стекло, каким мы его увидим? Как назовём? (Учитель крепит на доску карточку)
С Н Е Г И Р И Щ Е
- Было слово «снегирь», а получилось «снегирёк», «снегирище». Как получили эти слова? (С помощью суффиксов -ёк, -ищ-.) Суффиксы -ёк, -ищ- в словах «снегирёк», «снегирище» выделяю с помощью значка (учитель выделяет суффиксы в словах на карточках).
- Ребята, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Сегодня на уроке русского языка мы будем расширять свои знания о суффиксе.
Учитель: Нам предстоит ответить на вопросы (заранее заготовлены на доске):
- При ответе на вопросы будем пользоваться карточками снежинками. Если вы затрудняетесь ответить, то показываете синюю снежинку. Если можете ответить – белую.
- Итак, вопрос 1. Прочитайте вопрос. Поднимите карточки. Ответьте на вопрос. (Предполагается, что при ответе на 1, 2, 3 вопрос обучающиеся не будут испытывать затруднения. Работа над вопросами 2 и 3 аналогичная работе над вопросом 1)
- Вопрос 4. Прочитайте вопрос. Поднимите карточки. Ребята я вижу, что ответить на этот вопрос вы затрудняетесь.
- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебниках, словарях, энциклопедиях и т.п.)
- Откройте учебники на с.78. С неё начинается тема «Суффикс». Найдите нужную нам информацию. (В теме «Суффикс» учащиеся находят правило о суффиксе)
- Прочитайте правило о суффиксе. Заключён ли ответ на 4-ый вопрос в этом правиле? (Нет)
- Посмотрите на правило и на вопросы 1, 2, 3. Что вы заметили? (Правило получилось из ответов на эти вопросы)
- Вернёмся к 4-ому вопросу. Чтобы ответить на него, предлагаю вам выполнить задание. Работать будем в группах. Вспомним правила такой работы. (Каждый имеет право высказать своё мнение. Каждый имеет право на ошибку. Нельзя перебивать, грубить)
- Прежде чем получить задания, сделаем «интеллектуальный» массаж:
- Встали рядом с партой. Кончиками указательных пальцев слегка надавливаем на следующие точки (по 3 надавливания):
- Сделали 3 глубоких вдоха-выдоха. Сели за парты.
- Итак, каждая группа получит карточку со словами и будет выполнять вот эти задания. (заранее заготовлены на доске)
- Прочитайте слова. Добавьте суффикс. (У каждой группы будет свой суффикс)
- Запишите в тетради новые слова. Выделите суффикс. Как изменилось значение слов?
- Ответственные в группах получите карточки со словами. Приступаем к работе.
Работа в группах
- Ребята, заканчиваем работу. Решите между собой, кто расскажет у доски о работе группы.
- Прежде чем дать слово выступающим, встанем, отдохнём.
Физминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
- Тихо сели. Продолжаем работу. К доске выходит первый выступающий. (На доску крепится карточка со словами. Выступающий рассказывает о проделанной работе группы. Аналогично рассматривается работа остальных групп)
Конспект урока "Роль суффикса в слове" публикуется в сокращении. Скачать полную версию можно по ссылке ниже