Конспект урока русского языка 2 класс "Роль суффикса в слове"

Цели:

  • расширение знаний обучающихся о роли суффиксов в слове;
  • формирование общеучебных компетенций;
  • развитие языковой и коммуникативной компетенций.

Оборудование: композиция «Декабрь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года»; четвёртый том «Словаря русского языка»; фотографии с  изображением снегурок (коньков); карточки со словами «снегирь», «снегирёк», «снегирище»; карточки с заданиями для групповой работы.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Ребята, поприветствуйте друг друга, наших гостей. Тихо садитесь. (Учащиеся  рассажены по группам,  в каждой группе по 4 человека)

- Урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, название работы. Положите ручки.

Повторение

Учитель: Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение Погореловского «Снежная сказка», а вы внимательно послушайте. (Звучит композиция «Декабрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года»)

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Учитель: Понравилось вам стихотворение? Я прочитаю вам ещё раз это стихотворение, а вы попробуйте определить в нём однокоренные слова. Итак, слушайте внимательно. (Учитель читает стихотворение без музыкального сопровождения)

- Назовите однокоренные слова, которые услышали. Запишите их в тетради.

- На доске записаны все однокоренные слова, встречающиеся в этом стихотворении (снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки).

- А теперь проверьте и допишите слова, которые мы не назвали.

- Почему мы называем эти слова однокоренными? Что такое корень? Выделим корень у данных слов (один из учащихся класса выполняет работу у доски)

Работа со словарём

Учитель: Прочитайте ещё раз эти слова. Все ли слова вам понятны?

- А «снегурки» что такое?

- Если нам трудно объяснить значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть значение этого слова в толковом словаре)

- Слово «снегурки» встречается не во всех словарях. Толкование слова «снегурки» я нашла в четвёртом томе «Словаря русского языка». У каждой группы на столах лежит этот словарь. Найдите словарную статью о слове «снегурки». (Учащиеся находят в словаре, что снегурки это то же самое, что и снегурочки)

- Ребята, теперь нам понятно значение слова «снегурки»? (Нет)

- Как вы думаете, что необходимо нам сделать? (Нужно посмотреть значение слова «снегурочки»)

- Найдите значение этого слова. Прочитайте вслух. (Один из учащихся зачитывает значение слова «снегурочки»)

- Посмотрите, как выглядели эти коньки. (Учитель показывает фотографии с изображением снегурок)

 -На таких коньках катались ваши прабабушки и прадедушки.

Сообщение новой темы

Учитель:А теперь ещё раз посмотрите на однокоренные слова из стихотворения «Снежная сказка» и назовите слово, которое отвечает на вопрос кто? и стоит во мн.ч. (Снегири)

- Поставьте его в ед.ч. (Учитель крепит на доску карточку)

С Н Е Г И Р Ь

- Если снегирь очень далеко от нас, каким  мы его видим? Как назовём? (Учитель крепит на доску карточку)

С Н Е Г И Р Ё К

- Если мы посмотрим на снегиря через увеличительное стекло, каким мы его увидим? Как назовём? (Учитель крепит на доску карточку)

С Н Е Г И Р И Щ Е

- Было слово «снегирь», а получилось «снегирёк», «снегирище». Как получили эти слова? (С помощью суффиксов -ёк, -ищ-.) Суффиксы -ёк, -ищ- в словах «снегирёк», «снегирище» выделяю с помощью значка (учитель выделяет суффиксы в словах на карточках).

- Ребята, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке русского языка мы будем расширять свои знания о суффиксе.

Работа над новым материалом

Учитель: Нам предстоит ответить на вопросы (заранее заготовлены на доске):

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс в слове?
  3. Для чего нужен суффикс?
  4. Какие значения могут давать суффиксы новым словам?

- При ответе на вопросы будем пользоваться карточками снежинками. Если вы затрудняетесь ответить, то показываете синюю снежинку. Если можете ответить – белую.

- Итак, вопрос 1. Прочитайте вопрос. Поднимите карточки. Ответьте на вопрос. (Предполагается, что при ответе на 1, 2, 3 вопрос обучающиеся не будут испытывать затруднения. Работа над вопросами 2 и 3 аналогичная работе  над вопросом 1)

- Вопрос 4. Прочитайте вопрос. Поднимите карточки. Ребята я вижу, что ответить на этот вопрос вы затрудняетесь.

- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебниках, словарях, энциклопедиях и т.п.)

- Откройте учебники на с.78. С неё начинается тема «Суффикс». Найдите нужную нам информацию. (В теме «Суффикс» учащиеся находят  правило о суффиксе)

- Прочитайте правило о суффиксе. Заключён ли ответ на 4-ый вопрос в этом правиле? (Нет)

- Посмотрите на правило и на вопросы 1, 2, 3. Что вы заметили? (Правило получилось из ответов на эти вопросы)

- Вернёмся к 4-ому вопросу. Чтобы ответить на него, предлагаю вам выполнить задание. Работать будем в группах. Вспомним правила такой работы. (Каждый имеет право высказать своё мнение. Каждый имеет право на ошибку. Нельзя перебивать, грубить)

- Прежде чем получить задания, сделаем «интеллектуальный» массаж:

- Встали рядом с партой. Кончиками указательных пальцев слегка надавливаем на следующие точки (по 3 надавливания):

  • точки начала роста бровей,
  • точки, рядом с ноздрями,
  • точки в уголках глаз,
  • точки на буграх основания черепа;

- Сделали 3 глубоких вдоха-выдоха. Сели за парты.

- Итак, каждая группа получит карточку со словами и будет выполнять вот эти задания. (заранее заготовлены на доске)

- Прочитайте слова. Добавьте суффикс. (У  каждой группы будет свой суффикс)

- Запишите в тетради новые слова. Выделите суффикс. Как изменилось значение слов?

- Ответственные в группах получите карточки со словами. Приступаем к работе.

Работа в группах

- Ребята, заканчиваем работу. Решите между собой, кто расскажет у доски о работе группы.

- Прежде чем дать слово выступающим, встанем, отдохнём.

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

 А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!

- Тихо сели. Продолжаем работу. К доске выходит первый выступающий. (На доску крепится карточка со словами. Выступающий рассказывает о проделанной работе группы. Аналогично рассматривается работа остальных групп)

Конспект урока "Роль суффикса в слове" публикуется в сокращении. Скачать полную версию можно по ссылке ниже

Размер:
60.5 Kb
Скачали:
189