Нестандартный урок-путешествие: Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Цель: научить учащихсяся отличать однокоренные слова от формы слова, подбирать однокоренные слова с учётом их лексического значения.

В начале урока учитель знакомит класс с темой и целью урока и предлагает побывать на лесных полянках, чтобы интереснее было изучать новый материал. Говорит о красоте родной природы, о необходимости её сохранения, обращается внимание детей на то, что русскую природу воспели многие художники, писатели, поэты. Демонстрируются репродукции пейзажей Шишкина, Левитана.

Учитель: Вот мы на лесной опушке. Видите, как приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте, отрывая лепестки бумажной ромашки, прочитаем слова, которые на них написаны, объясним их лексическое значение:

Лес, лесник, лесной, лесистый, лесничество, лесовик.

- Запишите эти слова в столбик в тетради и на доске, докажите, что это однокоренные слова и покажите это графически.

- Одинаковы ли ЛЗ у этих однокоренных слов? (ученики доказывают, что ЛЗ разные).

Учитель: А теперь мы с вами на поляне «Наблюдательной». Здесь мы с вами узнаем, какая разница между однокоренными словами и формами одного и того же слова.

- Обратите внимание на уже записанные вами однокоренные слова, на то, что они обозначают разные предметы, качества, т. е. имеют разные ЛЗ. А теперь запишем во второй столбик слова:   Лес (И.П.,ед.ч.)       Лесом (Т.П., ед. ч)      О лесе   (П.П., ед. ч.)

Леса(И.П.,мн. ч.)   Лесами (Т.П.,мн. ч.)   О лесах (П.П., мн. ч.)

- Сравнить ЛЗ записанных слов, чтобы убедиться, что оно одно и то же

- Делается заключение: при изменении слова мы получаем формы этого слова, изменяется только грамматическое значение слова, а не лексическое.

 

Учитель: А теперь мы оказались с вами на полянке «Закрепительной –земляничной» ( за правильный ответ каждый получает нарисованную земляничку).

Предлагаются задания:

1.Подобрать однокоренные слова к существительным и образовать формы одного из слов:

Что, дремучий лес, призадумался,

                         Грустью тёмною затуманился?

                                                 (Кольцов)

2. Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из них:

                               Улыбнулись сонные берёзки,

                               Растрепали шёлковые косы.

                               Шелестят зелёные серёжки,

                               И горят серебряные росы.

                                             (С.Есенин)

3. Указать, в какой форме употреблены выделенные слова, образовать другие формы (1 – 2). Подобрать однокоренное слово:

Привет тебе, мой край родной,

                        С твоими тёмными лесами,

                        С твоей великою рекой,

                        И неоглядными полями!

                                       (Дрожжин)

Учитель: А теперь мы на полянке «Применительной». Посмотрите, ребята, какая она красивая, вся окружена орешником. Давайте поищем, может, уже орехи есть? Какая красивая коробочка есть здесь! Интересно, что на ней написано? (один из уч-ся читает: «Грамматические орешки») Ну что ж, будем грызть «грамматические орешки»? (В коробочке лежат карточки со словами.

Каждый берёт карточку, диктует записанные на ней слова, класс записывает в тетради. Нужно определить, чем являются  эти слова: формами слова или родственными словами, например:

                        Трава, травяной, травка.

                        Травы, травами, трав.

Учитель: Чему вы, ребята, научились, гуляя по лесным дорожкам?

Как теперь будете различать однокоренные слова и формы слова? (уч-ся дают развёрнутые ответы).

- Учитель подводит итоги урока, даёт дом. задание.

 

Скачать