Учебник: «Русский язык», автор С.В. Иванов, «Школа XXI века»
Дидактическая цель: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова».
Задачи урока:
Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения для учителя: таблица состава слова, плакат с изображением дерева (с однокоренными словами), интерактивная доска
Средства обучения для учащихся:
- таблица состава слова; словообразовательный словарь А.Н. Тихонова.
- учебник «Русский язык», автор С.В. Иванов;
- рабочая тетрадь «Пишем грамотно», автор М.И. Кузнецова, интерактивная доска.
- диск «Русский язык 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.
Прозвенел звонок и смолк.
Вот и начался урок.
А ну проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Сообщение темы урока
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев, кустарников, трав, животных. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в свою часть смысла - «смыслиночку». А может кто-нибудь из вас уже знает, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)
- Правильно. Корень. Это слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Корень - это часть растения, корень есть у зуба, волоса, ногтя)
- У всех этих слов есть общее значение – оно важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.
-Прочитайте слова, являются ли они родственными? Почему?
Сад, сады, в саду, по саду (при обсуждении мнения детей разделились)
Вода, водичка, водитель, водица, наводнение, водить (при обсуждении мнения детей разделились)
Бой, сражение, битва, война. (при обсуждении мнения детей разделились)
Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Работа с наглядным материалом
- Много – много лет тому назад появилось слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
- Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат с изображением дерева (с однокоренными словами).)
- Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)
- Правильно (открывается корень ВОЗ). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов КОРНЕМ. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Какие ростки появятся от одного маленького корешка ХОД?
- Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить…)
- Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход)
- Правильно, корень ХОД и выделяется корень дугой. (Выделяем)
- Прочитаем один только корень, вы поняли, что означает это слово? (Да)
- А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова. (Читают)
- Понятен ли смысл слова? (Нет)
- Какой же вы сделаете вывод, что такое корень слова? (Ответы детей)
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие однокоренные слова.
2. Работа с учебником.
- Прочитаем о корне на стр. 75. (Чтение правила вслух)
1. Дидактическая игра «Найди свой дом»
- А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень ЗЕМЛ , во втором – ЗВЕР , в третьем – ВОД. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
- Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова)
земл |
звер |
вод |
земляк |
зверь |
вода |
землемер |
зверёк |
водолаз |
землячка |
озвереть |
водоём |
земляной |
звериный |
водяной |
приземлить |
зверюшка |
водитель |
- Внимательно посмотрите и скажите, всё ли верно? (В 3 столбике слово ВОДИТЕЛЬ «лишнее».)
- А почему вы так решили? (Дети объясняют, используя правило со стр.75)
- Чтобы слову ВОДИТЕЛЬ было не скучно, давайте подберём ему однокоренные слова. (Письмо с комментированием на доске и в тетрадях: ВОДИТЕЛЬ, ПРИВОДИТЬ, ПРОВОДНИК, ПРОВОДЫ.)
1. Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
- Спиши слова, выдели корень
1 вариант:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Нож, ножницы, ножик.
Снеговой, снег, снежинка.
2 вариант:
Сад, посадка, посадил.
Роза, розовый, розовеет.
Труд, трудовой, трудится.
Гриб, грибник, грибок.
2. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно», автор Кузнецова М.И. (упр. 6 стр. 13)
3. Работа по определению границ корня (по диску)
(Работа на интерактивной доске)
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Сценка «Родственники»
Учитель:
- Кто вы такие?
- Я – гусь. А я – гусыня. А это наши гусята.
- А я их тетя гусеница.
Учитель:
- Ребята, вы согласны?
Вывод делают дети:
- Важно вдуматься в смысл слова.
2. Работа в группах, работа со словообразовательным словарей А.Н. Тихонова.
- Давайте подберём однокоренные слова с корнем – снег- (снег, снежный, белоснежный, снеговик, снежок, снежинка, снегирь, снеговой, Снегурочка)
- Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне)
Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ. (дети сочиняют и записывают свои небольшие рассказы)
- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)
- Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов)
- Как пишется корень в однокоренных словах ? (Одинаково)
Тест–опрос
Если вы согласны с утверждением, ставьте знак "+", если не согласны – знак "-".
1. Слова жёлудь, желудёвый, желудочек являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
2. Корень – это общая часть родственных слов.
3. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.
Самопроверка: 1) -, 2)+, 3)+
Домашнее задание
Правило стр. 75, упр.2.
Рефлексия