Тип: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Выделить общую часть однокоренных слов - корень, путём мини исследования.
Образовательные цели: Познакомить с основной частью слова - корнем; закреплять навыки правописания словарных слов, обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов - корень.
Развивающие: Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к РОДИНЕ, родному языку, учить видеть прекрасное вокруг себя.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки дифференцированных заданий.
Ход урока
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
(Журнал «Начальная школа»)
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
- Начнем урок с проверки домашнего задания.
- Какое домашнее задание вы для себя выбрали? (Составили предложения про свой дружный класс, упр. 115)
- Кто желает прочитать свои предложения?
«Наш класс очень дружный. Мы часто проводим интересные праздники. Ходим на экскурсии. Помогаем друг другу в трудной ситуации».
- Молодцы! Очень хорошие слова. Да, ребята, на этом уроке я не смогу обойтись без вашей помощи. Только вместе мы преодолеем все трудности.
а) Пальчиковая гимнастика
Запишите в тетради число, классная работа.
б) Словарная работа и минутка чистописания (начинается презентация).
- Начнём урок со словарной работы.
- Для чего мы проводим такую работу? (Словарные слова нельзя проверить, поэтому их надо запоминать и правильно писать)
Будьте внимательны, эти слова помогут нам раскрыть тему урока. Посмотрите на экран. Я буду вам показывать словарные слова, а вы в строчку запишите только пропущенные буквы.
- Как будем писать буквы? (красиво, аккуратно, разборчиво) Так, чтобы вашему соседу было легко вас проверить.
- Внимание на экран (слайды)
- Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка.
- Кто получил «5» поднимите руки, «4» - ?, «3» - ?
б) Введение в проблему.
- Кто догадался, как называется тема нашего урока? (корень)
- Правильно. Почему на уроке русского языка тема называется - корень.
О каком из корней мы сегодня будем говорить? (предположения, проблема)
Тема урока: Корень слова. Запишите её в тетрадь.
- Как вы понимаете эти слова? (предположения детей)
Давайте рассмотрим рисунок. Что вы видите? (я вижу дерево)
- Без какой части оно не могло бы расти? (без корня) Именно корень самая главная часть у дерева, затем появляются ветви и листва.
- Давайте теперь рассмотрим слово сад (слайд)
- Ответьте на вопрос:
- Что сделал дед с репкой? (посадил)
- Кто работает в саду? (садовник)
- В саду необходим какой инвентарь? (садовый)
- Как назвать маленький сад? (садик) (появляются слайды)
- Что вы скажете о новых словах? (В них есть одинаковая часть: сад)
- Она важна для них? (да, она передает их основное значение)
- Как же можно назвать такую главную общую часть слов? (корень слова)
- Действительно корень – это общая часть однокоренных слов, в которых передаётся их основное значение. Вы сами сделали этот вывод. МОЛОДЦЫ!
а) Проверим наши предположения. Прочитаем правило на странице 48.
- Каким знаком будем выделять корень слова?
В упражнении 118 найдите однокоренные слова к нашему словарному слову
РОДИНА, выпишите их через запятую, выделите общую часть – корень..
- У доски будет работать …
- По желанию придумайте другие однокоренные слова к этому слову. (дифференцированное задание творческого характера)
- Самопроверка. Какие слова вы сами смогли придумать? Допишите те, которых у вас нет. Докажите, что все эти слова однокоренные (общая часть, которая передаёт основной смысл слов)
- Кто заметил лишнее слово? (самородок) Почему? Состоит из двух частей (сам родился). Да ребята, в русском языке есть сложные слова, в которых два корня.
б) Составьте своё предложение с одним из этих слов. Запишем предложение Алексея Толстого.
У доски будет работать ….
в) Разбор предложения.
- Почему для русского народа так важен родной язык? (общение, чтение книг не возможно без языка) Поэтому так важно его изучать нам на уроке!
Разминка для глаз (слайд)
- Перед тем как приступить к закреплению изученного материала, мы должны снять усталость с наших глаз. Смотрите внимательно на звёздочку.
- Ребята, я думаю, вы сами выберете для себя задание, которое вам больше подойдёт.
1 задание – самое лёгкое. Его выполнит даже тот, кто ещё не уверен в своих знаниях. с.48 упр.120. Надо вставить в слова пропущенные буквы, записать их в строчку, выделить корень.
2 задание – сложнее. Надо выписать из текста только однокоренные слова, выделить корень.
3 задание – самое сложное. Надо найти однокоренные слова, среди предложенных слов и придумать свои.
Для тех, кто справится со своим заданием раньше, я приготовила карточки с индивидуальными заданиями.
- Кому нужна моя помощь? (…) Иди (…) к доске выполнять первое задание.
- Кто выбрал для себя второе задание? К доске пойдёт …
- Есть те, кто не побоялся трудностей и выбрал 3 задание? Вы работаете самостоятельно.
- Самопроверка. Кто не допустил ошибок? Кто одну? Две? Молодцы!
- Вы очень хорошо работали на уроке. Думаю, все справятся с тестом, который я вам предлагаю.
Выпишите в строчку только правильные ответы.
1. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение?
и) подлежащее,
о) корень,
я) предлог.
2. Какие из этих слов являются однокоренными?
к) лётчик, пилот,
ж) мокрый, сырой,
т) брат, братик, братишка.
3. Выбери лишнее слово.
п) подводник,
л) моряк,
м) вода.
4. Корень в однокоренных словах пишется:
и) одинаково,
у) в зависимости от значения,
е) когда как.
5. На письме корень выделяем так:
x) (см. презентацию)
ч) -//-
н) -//-
6. Какие из этих слов будут однокоренными к слову мир?
н) мирный
с) мерить
м) морковь
7. Найдите лишнее слово:
ы) добрый
э) доброта
о) чуткий
- Какое слово у вас получилось? (отлично)
Значит, тему вы усвоили, и с тестом справились.
- Дома вы выполните разные задания.
Дифференцированное задание:
По желанию либо с.47 упр.117 – оно поможет вам закрепить ваши знания,
либо с.50 упр.126 – это творческое задание, надо самим подобрать однокоренные слова и записать их.
Урок окончен, до свидания!
Данный урок проведен во 3 классе по традиционной программе обучения. В соответствии с тематическим планированием – это первый урок по теме «Состав слова».
Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.
В классе __ человек, на уроке присутствовало __. Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.
Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Итак, тема урока: «Состав слова. Корень»
Тип: Урок изучения нового материала.
Вид: урок мини- исследование.
Исходя из этого, были поставлены цели урока:
Цель урока: Выделить общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ, путём мини исследования.
Образовательные цели: Познакомить с основной частью слова - корнем; закреплять навыки правописания словарных слов, обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ.
Развивающие: Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к РОДИНЕ, родному языку, учить видеть прекрасное вокруг себя.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
1. Вначале урока была проведена актуализация имеющих знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.
2. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог - мотив для изучения учебного материала.
3. Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы:
коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.
При построении урока пользовалась принципами:
- научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,
системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:
методы и средства
- проблемные
- контроль – карточки-тесты
- наглядные – карточки дифференцированных заданий для индивидуальной работы
На уроке проводилась работа:
- по расширению словарного запаса,
- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи,
- по орфографии.
С учетом выше изложенного были избраны следующие технологии:
- информационно - коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима)
- технология уровневой дифференциации достигнута за счет предложенных дополнительных заданий
-здоровье сберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала: первые 4 мин. - 60%, 5-30мин. - 80%, остальное время – не более 40% информации). Для проведения физкультминутки подобраны упражнения для укрепления зрения, формирование осанки.
Урок целей достиг, так как достиг целей каждый из его этапов. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию к учению.