Цели урока:
- Проводить работу над запоминанием изученных случаев умножения числа 9
- Разобрать табличные случаи умножения числа 8 (8х8, 8х7, 8х6, 8х5)
- Подвести учащихся к осознанию необходимости заучивания таблицы умножения
- Совершенствование навыков устных случаев сложения и вычитания в пределах 100
- Совершенствование навыков черчения ломаной линии и нахождение её длины
- Учить составлять схемы и решать задачи на увеличение в несколько раз, сравнить их с задачами на увеличение числа на несколько единиц
Оборудование:
- раздаточные карточки для контроля таблицы умножения на 9
- индивидуальные конверты с карточками по таблице умножения на 9для заучивания
- учебник
- раздаточные карточки с цепочками примеров для работы в парах
- раздаточные индивидуальные карточки по таблице умножения на 8 для заучивания
- карточки с текстами задач
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Какое сегодня число. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
1.Чистописание. Отступите 2 клеточки вниз и пропишите число 18 всю строчку, через клеточку, очень красиво, соблюдая правила каллиграфии.
2. Работа с двузначным числом, повторение таблицы умножения на 9.
Учитель. Что вы можете сказать про число 18?
- Это двузначное число.
- Оно состоит из двух цифр:1, 8.
- В нём 1 десяток и 8 единиц.
- Соседи этого числа 17 и 19
- Четное число, потому что можно разложить на два одинаковых числа 9 и 9.
Учитель. Значит, с этими числами можно записать выражение. Какое?
- 9+9
- 9х2
Учитель. Прочитайте по-разному первое выражение.
· 9 увеличили на 9, получили 18
· К 9 прибавили 9, получили 18
· 9 плюс 9 равно 18
· первое слагаемое 9, второе слагаемое 9, значение суммы 18
Учитель. Прочитайте по-разному второе выражение.
- 9 увеличили в два раза, получили 18
- 9 умножить на 2
- первый множитель 9, второй множитель 2, значение произведения 18
Учитель. Итак, мы с вами записали произведение чисел, где первый множитель равен 9. Данное выражение соответствует такой модели выражения: 9х =
Выйдите к доске и запишите другие выражения, которые соответствуют данной модели.
Ученики работают у доски. Получилась такая запись выражений: 9Х3, 9х10, 9х4, 9х9,9х5, 9х8, 9х6, 9х100
Учитель. Рассмотрите записи, все ли они верны? Есть ли «лишние»?
- Да, 9х10, т. к. второй множитель двузначное число
- И ещё одно выражение-9Х100. Второй множитель - трёхзначное число
Учитель. А каких выражений не хватает?
- 9х0
- 9х1
Учитель. Молодцы! Все выражения записаны, теперь давайте вспомним значения этих выражений. Выйдите по цепочке к доске и запишите ответы. (Ученики работают у доски).
Хорошо, все ответы записаны, верно. А теперь поработайте на карточках самостоятельно. Вы уже выучили таблицу умножения на 9, но её надо знать на «отлично»: отвечать быстро и без ошибок. Будем тренироваться. Я вам раздам карточки с табличными случаями на 9, а вы должны записать ответы. Старайтесь делать это быстро и правильно. Кто выполнит это задание без ошибок, получит зелёный свет светофора - может путешествовать по стране Математика без препятствий. Ученик, допустивший 1-2 ошибки – жёлтый свет. Ему надо открыть конвертик и повторить таблицу умножения на 9 . А если кто-то сделает больше 3 ошибок. Стоп! Срочно выучить таблицу умножения - домашнее задание. Все готовы? Начинаем! (Ученики работают самостоятельно на отдельных листочках).
Молодцы! 11 человек из 12 справились с этим заданием на «отлично», Никита допустил 3 ошибки, ему надо срочно дома выучить таблицу на 9.
3. Новая тема. Учитель. А теперь перейдем к новой теме
А) Чтобы понять с каким числом мы будем работать, надо выполнить цепочки выражений. Работать вы будете в парах. Каждая пара получит цепочку выражений.
Найдите значения этих выражений, запишите на доске ответы, каждому получившемуся числу соответствует буква алфавита - её порядковый номер. 16-о, 19-с, 14-м, 6-е, 3-в, 30-ь. Из этих букв составьте слово.
Получилось слово «восемь».
Б) Учитель. Правильно. Мы сегодня будем говорить о таблице умножения на 8. Посмотрите на доску, что написано: 8х8.
- Записано произведение чисел 8 и 8
- Умножение двух восьмерок
Учитель. Как найти значение произведения?
- Можно представить в виде суммы, где число 8 повторяется 8 раз. 8+8+8+8+8+8+8+8, и найти значение данной суммы.
- Это очень трудный способ, можно легче. Мы уже знаем значение произведения 8х9=72, а значение произведения 8х8 на 8 меньше, значит нужно от 72 отнять 8 , получится 64.
(на доске запись и в тетради: 8х8=64)
Учитель. А что вы можете сказать про следующее выражение:8х7. Что между ними общего?
- Это всё произведения
- Первый множитель равен 8
- Это произведения двух однозначных чисел
Учитель. Что изменилось?
- Изменился второй множитель
- Второй множитель уменьшился на один
- Изменится значение произведения, оно уменьшится на 8
(на доске и в тетради: 8х7=56)
Учитель. Давайте продолжим этот столбик и запишем ещё выражения. Кто знает, какое будет следующее?
- 8х6, чтобы найти значение выражения надо 56-8=48
8х5, чтобы найти значение надо 48-8=40
на доске и в тетради: 8х8=64
8х7=56
8х6=48
8х5=40
Учитель. Поменяйте множители местами и запишите второй столбик,
на доске и в тетради: 8х8=64
8х7=56 7х8=56
8х6=48 6х8=48
8х5=40 5х8=40
Учитель. Как вы находили значения этих произведений?
- От перестановки множителей значение произведения не меняется. Просто переписали ответы.
Учитель. А сейчас я раздам вам карточки с этими выражениями, на обратной стороне напишите ответ и поучите их. Можете поработать в парах. (Один ученик показывает карточку, второй отвечает)
Дети учат таблицу умножения на 8 (8х8,8х7,7х8,8х6,6х8,8х5,5х8)
4. Первичное закрепление.
А) Работа с учебником Н.Б. Истоминой №420, стр.144. Знак вписать в учебник.
Не выполняя вычисления, вставь пропущенные знаки <,>,=, чтобы получились верные записи.
8х3 . . .3+3+3+3+3+3+3
- Знак больше, т.к. слева число 3 повторяется 8 раз, а справа - только 7раз
8х6 . . .6+6+6+6+6+6+6+6
- Знак равно, т.к. справа выражение можно записать 6х8, а от перестановки множителей значение произведения не меняется
8х6 . . .8х5
- Знак больше, т.к. если 8 повторить 6 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 5 раз
8х9 . . 8х7
- Знак больше, т.к. если 8 повторить 9 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 7 раз
8х4 . . . 8+8+8+8
- Знак равно, т.к. справа сумму можно заменить произведением 8х4
Б) Работа с задачами.
Подготовка. (Схемы на доске.)
Б. Б.
М. 8 М
Учитель. Я прочитаю условие задачи, а вы определите, какая схема подходит – а) или б)
В спортивном зале есть большие и маленькие мячи. Маленьких мячей в 8 раз больше.
- Подходит схема б), т. к. в 8 раз больше – это значит, что число больших мячей надо повторить 8 раз
Учитель. А какое условие должно быть, чтобы подошла схема а)?
- В спортивном зале есть большие и маленькие мячи. Маленьких мячей на 5 больше, чем больших.
Учитель. Можно ли решить данные задачи?
- Нет
Учитель. Почему?
- В условии задачи не хватает данных: количества больших мячей.
Учитель. Сейчас вы будете работать по группам. Я вам раздам эти условия задач, вы добавите недостающие данные и решите задачи.
Работа в группах у доски. После решения, взаимопроверка.
В) Геометрический материал.
Учитель. Начертите, пожалуйста, ломаную линию, длина которой находится таким выражением:8х2. Что вы можете сказать о данной ломаной?
- У неё два звена
- Каждое звено длиной 8 см
Учитель. Начертите.
Взаимопроверка (по цепочке проверить у своего товарища верность чертежа).
5. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что особенно понравилось?
Домашнее задание. Учить карточки, начертить ломаную длину ,которой можно найти выражением 2х8.