Конспект урока математики 2 класс "Таблица умножения на 8"

Цели урока:

  • Проводить работу над запоминанием изученных случаев умножения числа 9.
  • Разобрать табличные случаи умножения числа 8 (8х8, 8х7, 8х6, 8х5).
  • Подвести учащихся к осознанию необходимости заучивания таблицы умножения.
  • Совершенствование навыков устных случаев  сложения и вычитания в пределах 100.
  • Совершенствование навыков черчения ломаной линии и нахождение её длины
  • Учить составлять схемы и решать задачи на увеличение в несколько раз, сравнить их с задачами на увеличение числа на несколько единиц.

Оборудование:

  • раздаточные карточки для контроля таблицы умножения на 9.
  • индивидуальные конверты с карточками по таблице умножения на 9 для заучивания.
  • раздаточные карточки с цепочками примеров для работы в парах.
  • карточки с текстами задач.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Какое сегодня число.  Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Чистописание

Отступите 2 клеточки вниз и пропишите число 18 всю строчку, через клеточку, очень красиво, соблюдая правила каллиграфии.

Работа с двузначным числом, повторение таблицы умножения на 9

- Что вы можете сказать про число 18?

- Это двузначное число.

- Оно состоит из двух цифр:1, 8.

- В нём 1 десяток и 8 единиц.

- Соседи этого числа  17 и 19

- Четное число, потому что можно разложить на два одинаковых числа 9 и 9.

- Значит, с этими числами можно записать выражение. Какое?

- 9+9    

- 9х2

Учитель: Прочитайте по-разному первое выражение.

  • 9 увеличили  на 9,  получили 18
  • К 9 прибавили 9, получили 18
  • 9 плюс 9 равно 18
  • Первое слагаемое 9, второе слагаемое 9, значение суммы 18

-Прочитайте по-разному второе выражение.

- 9  увеличили в два раза, получили 18

- 9 умножить на 2

- первый множитель 9, второй множитель 2, значение произведения 18

Учитель: Итак, мы с вами записали произведение чисел, где первый множитель равен 9. Данное выражение соответствует такой модели выражения:

9х ... =           

- Выйдите к доске и запишите другие выражения, которые соответствуют данной модели.

Ученики работают у доски. Получилась такая запись выражений: 9Х3, 9х10, 9х4, 9х9,9х5, 9х8, 9х6, 9х100

- Рассмотрите записи, все ли они верны? Есть ли «лишние»?

- Да, 9х10, т. к. второй множитель двузначное число

- И ещё одно выражение-9Х100. Второй множитель - трёхзначное число

А каких выражений не хватает?

- 9х0

- 9х1

- Молодцы! Все выражения записаны, теперь давайте вспомним значения этих выражений. Выйдите по цепочке к доске  и запишите ответы. (Ученики работают у доски)

Хорошо, все ответы записаны,  верно. А теперь поработайте на карточках самостоятельно. Вы уже выучили таблицу умножения на 9, но её надо знать на «отлично»: отвечать быстро и без ошибок. Будем тренироваться. Я вам раздам карточки с табличными случаями на 9, а вы должны записать ответы. Старайтесь делать это быстро и правильно. Кто выполнит это задание без ошибок, получит зелёный свет светофора - может путешествовать по стране Математика без препятствий.  Ученик, допустивший 1-2 ошибки – жёлтый свет. Ему надо открыть конвертик и повторить таблицу умножения на 9 . А если кто-то сделает больше 3 ошибок. Стоп! Срочно выучить таблицу умножения - домашнее задание. Все готовы? Начинаем!  (Ученики работают самостоятельно на отдельных листочках).

Молодцы! 11 человек из 12 справились с этим заданием на «отлично», Никита допустил 3 ошибки, ему надо срочно дома выучить таблицу на 9.

Новая тема

Учитель: А теперь перейдем к новой теме

А) Чтобы понять с каким числом мы будем работать, надо выполнить цепочки выражений. Работать вы будете в парах. Каждая пара получит цепочку выражений.

Найдите значения этих выражений, запишите на доске ответы, каждому получившемуся числу соответствует буква алфавита - её порядковый номер.  16-о, 19-с, 14-м, 6-е, 3-в, 30-ь. Из этих букв составьте слово.

Получилось слово «восемь».

Б)Правильно.  Мы сегодня будем говорить о таблице умножения на 8. Посмотрите на доску, что написано: 8х8.

- Записано произведение чисел 8 и 8

- Умножение двух восьмерок

- Как найти значение произведения?

- Можно представить в виде суммы, где число 8 повторяется 8 раз. 8+8+8+8+8+8+8+8, и найти значение данной суммы.

- Это очень трудный способ, можно  легче. Мы уже знаем значение произведения 8х9=72, а  значение произведения 8х8 на 8 меньше, значит нужно от 72 отнять 8 , получится 64.

(на доске запись и в тетради: 8х8=64)

- А что вы можете сказать про следующее выражение:8х7. Что между ними общего?

- Это всё  произведения

- Первый множитель равен 8

- Это произведения двух однозначных чисел

- Что изменилось?

- Изменился второй множитель

- Второй множитель уменьшился на один

- Изменится значение произведения, оно уменьшится на 8. (на доске и в тетради: 8х7=56)

- Давайте продолжим этот столбик и запишем  ещё  выражения. Кто  знает, какое будет следующее?

- 8х6, чтобы найти значение выражения надо 56-8=48

- 8х5, чтобы найти значение надо 48-8=40

 на доске и в тетради:  8х8=64

8х7=56

8х6=48

8х5=40

Учитель: Поменяйте множители местами и запишите второй столбик,

на доске и в тетради:

8х8=64

8х7=56

7х8=56

8х6=48

6х8=48

8х5=40

5х8=40

- Как вы находили значения этих произведений?

- От перестановки множителей значение произведения не меняется. Просто переписали  ответы.

- А сейчас я раздам вам карточки с этими выражениями, на обратной стороне напишите ответ и поучите их. Можете поработать в парах. (Один ученик показывает карточку, второй отвечает)

Дети учат таблицу умножения на 8 (8х8, 8х7, 7х8, 8х6, 6х8, 8х5, 5х8)

Первичное закрепление

А) Работа с учебником Н.Б. Истоминой  №420, стр.144. Знак вписать в учебник.

Не выполняя вычисления, вставь пропущенные знаки <,>,=, чтобы получились верные записи.

8х3 . . .3+3+3+3+3+3+3

- Знак больше, т.к. слева число 3 повторяется 8 раз, а справа -  только 7раз

 8х6 . . .6+6+6+6+6+6+6+6

- Знак равно, т.к. справа выражение можно записать 6х8, а от перестановки  множителей значение произведения не меняется

8х6 . . .8х5

- Знак больше, т.к. если 8 повторить 6 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 5 раз

8х9 . . 8х7

- Знак больше, т.к. если 8 повторить 9 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 7 раз

8х4 . . . 8+8+8+8

- Знак равно, т.к. справа  сумму можно заменить произведением 8х4

Работа с задачами

Подготовка. (Схемы на доске)

- Я прочитаю условие задачи, а вы определите, какая схема подходит – а) или б)

В спортивном зале  есть большие и маленькие  мячи. Маленьких мячей в 8 раз больше.

- Подходит схема б), т. к. в 8 раз больше – это значит, что число больших мячей надо повторить 8 раз

- А какое условие должно быть, чтобы подошла схема а)?

- В спортивном зале  есть большие и маленькие  мячи. Маленьких мячей на 5 больше, чем больших.

- Можно ли решить данные задачи? (нет)

- Почему?

- В условии задачи не хватает  данных: количества больших мячей.

- Сейчас вы будете работать по группам. Я вам раздам эти условия задач, вы добавите недостающие данные и решите задачи.

Работа в группах у доски. После решения, взаимопроверка.

Геометрический материал.

Учитель: Начертите, пожалуйста, ломаную линию, длина которой находится таким выражением:8х2. Что вы можете сказать о данной ломаной?

- У неё два звена

- Каждое звено длиной 8 см. Начертите. (Взаимопроверка по цепочке проверить у своего товарища верность чертежа)

Итог урока

Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что особенно понравилось?

Домашнее задание

Учить карточки, начертить ломаную длину ,которой можно найти выражением 2х8.

Размер:
79.5 Kb
Скачали:
238