Конспект урока математики: Таблица умножения на 8. 2 класс

Цели урока:

- Проводить работу над запоминанием изученных случаев умножения числа 9

- Разобрать табличные случаи умножения числа 8 (8х8, 8х7, 8х6, 8х5)

- Подвести учащихся к осознанию необходимости заучивания таблицы умножения

- Совершенствование навыков устных случаев  сложения и вычитания в пределах 100

- Совершенствование навыков черчения ломаной линии и нахождение её длины

- Учить составлять схемы и решать задачи на увеличение в несколько раз, сравнить их с задачами на увеличение числа на несколько единиц

Оборудование:

- раздаточные карточки для контроля таблицы умножения на 9

- индивидуальные конверты с карточками по таблице умножения на 9для заучивания

- учебник

- раздаточные карточки с цепочками примеров для работы в парах

- раздаточные индивидуальные карточки по таблице умножения на 8 для заучивания

- карточки с текстами задач

 

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Какое сегодня число.  Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

1.Чистописание. Отступите 2 клеточки вниз и пропишите число 18 всю строчку, через клеточку, очень красиво, соблюдая правила каллиграфии.

2. Работа с двузначным числом, повторение таблицы умножения на 9.

  Учитель. Что вы можете сказать про число 18?

- Это двузначное число.

- Оно состоит из двух цифр:1, 8.

- В нём 1 десяток и 8 единиц.

- Соседи этого числа  17 и 19

- Четное число, потому что можно разложить на два одинаковых числа 9 и 9.

Учитель. Значит, с этими числами можно записать выражение. Какое?

- 9+9    

- 9х2

Учитель. Прочитайте по-разному первое выражение.

· 9 увеличили  на 9,  получили 18

· К 9 прибавили 9, получили 18

· 9 плюс 9 равно 18

· первое слагаемое 9, второе слагаемое 9, значение суммы 18

Учитель. Прочитайте по-разному второе выражение.

- 9  увеличили в два раза, получили 18

- 9 умножить на 2

- первый множитель 9, второй множитель 2, значение произведения 18

Учитель. Итак, мы с вами записали произведение чисел, где первый множитель равен 9. Данное выражение соответствует такой модели выражения: 9х      =           

 Выйдите к доске и запишите другие выражения, которые соответствуют данной модели.

 Ученики работают у доски. Получилась такая запись выражений: 9Х3, 9х10, 9х4, 9х9,9х5, 9х8, 9х6, 9х100

Учитель. Рассмотрите записи, все ли они верны? Есть ли «лишние»?

- Да, 9х10, т. к. второй множитель двузначное число

- И ещё одно выражение-9Х100. Второй множитель - трёхзначное число

Учитель.  А каких выражений не хватает?

- 9х0

- 9х1

Учитель. Молодцы! Все выражения записаны, теперь давайте вспомним значения этих выражений. Выйдите по цепочке к доске  и запишите ответы. (Ученики работают у доски).

Хорошо, все ответы записаны,  верно. А теперь поработайте на карточках самостоятельно. Вы уже выучили таблицу умножения на 9, но её надо знать на «отлично»: отвечать быстро и без ошибок. Будем тренироваться. Я вам раздам карточки с табличными случаями на 9, а вы должны записать ответы. Старайтесь делать это быстро и правильно. Кто выполнит это задание без ошибок, получит зелёный свет светофора - может путешествовать по стране Математика без препятствий.  Ученик, допустивший 1-2 ошибки – жёлтый свет. Ему надо открыть конвертик и повторить таблицу умножения на 9 . А если кто-то сделает больше 3 ошибок. Стоп! Срочно выучить таблицу умножения - домашнее задание. Все готовы? Начинаем!  (Ученики работают самостоятельно на отдельных листочках).

Молодцы! 11 человек из 12 справились с этим заданием на «отлично», Никита допустил 3 ошибки, ему надо срочно дома выучить таблицу на 9.

3. Новая тема. Учитель.  А теперь перейдем к новой теме

А) Чтобы понять с каким числом мы будем работать, надо выполнить цепочки выражений. Работать вы будете в парах. Каждая пара получит цепочку выражений.

Найдите значения этих выражений, запишите на доске ответы, каждому получившемуся числу соответствует буква алфавита - её порядковый номер.  16-о, 19-с, 14-м, 6-е, 3-в, 30-ь. Из этих букв составьте слово.

Получилось слово «восемь».

Б) Учитель. Правильно.  Мы сегодня будем говорить о таблице умножения на 8. Посмотрите на доску, что написано: 8х8.

- Записано произведение чисел 8 и 8

- Умножение двух восьмерок

Учитель. Как найти значение произведения?

- Можно представить в виде суммы, где число 8 повторяется 8 раз. 8+8+8+8+8+8+8+8, и найти значение данной суммы.

- Это очень трудный способ, можно  легче. Мы уже знаем значение произведения 8х9=72, а  значение произведения 8х8 на 8 меньше, значит нужно от 72 отнять 8 , получится 64.

(на доске запись и в тетради: 8х8=64)

  Учитель. А что вы можете сказать про следующее выражение:8х7. Что между ними общего?

- Это всё  произведения

- Первый множитель равен 8

- Это произведения двух однозначных чисел

Учитель. Что изменилось?

- Изменился второй множитель

- Второй множитель уменьшился на один

- Изменится значение произведения, оно уменьшится на 8

(на доске и в тетради: 8х7=56)

Учитель. Давайте продолжим этот столбик и запишем  ещё  выражения. Кто  знает, какое будет следующее?

- 8х6, чтобы найти значение выражения надо 56-8=48

8х5, чтобы найти значение надо 48-8=40

 на доске и в тетради:  8х8=64

                                           8х7=56

                                           8х6=48

                                           8х5=40

Учитель. Поменяйте множители местами и запишите второй столбик,

на доске и в тетради:  8х8=64

                                           8х7=56              7х8=56

                                           8х6=48              6х8=48

                                           8х5=40              5х8=40

Учитель. Как вы находили значения этих произведений?

- От перестановки множителей значение произведения не меняется. Просто переписали  ответы.

Учитель. А сейчас я раздам вам карточки с этими выражениями, на обратной стороне напишите ответ и поучите их. Можете поработать в парах. (Один ученик показывает карточку, второй отвечает)

Дети учат таблицу умножения на 8 (8х8,8х7,7х8,8х6,6х8,8х5,5х8)

4. Первичное закрепление.

А) Работа с учебником Н.Б. Истоминой  №420, стр.144. Знак вписать в учебник.

Не выполняя вычисления, вставь пропущенные знаки <,>,=, чтобы получились верные записи.

8х3 . . .3+3+3+3+3+3+3

- Знак больше, т.к. слева число 3 повторяется 8 раз, а справа -  только 7раз

 8х6 . . .6+6+6+6+6+6+6+6

- Знак равно, т.к. справа выражение можно записать 6х8, а от перестановки  множителей значение произведения не меняется

8х6 . . .8х5

- Знак больше, т.к. если 8 повторить 6 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 5 раз

8х9 . . 8х7

- Знак больше, т.к. если 8 повторить 9 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 7 раз

8х4 . . . 8+8+8+8

- Знак равно, т.к. справа  сумму можно заменить произведением 8х4

Б) Работа с задачами.

Подготовка. (Схемы на доске.)

Б.                                                                            Б.

М.                                8                                          М

Учитель. Я прочитаю условие задачи, а вы определите, какая схема подходит – а) или б)

В спортивном зале  есть большие и маленькие  мячи. Маленьких мячей в 8 раз больше.

- Подходит схема б), т. к. в 8 раз больше – это значит, что число больших мячей надо повторить 8 раз

Учитель. А какое условие должно быть, чтобы подошла схема а)?

- В спортивном зале  есть большие и маленькие  мячи. Маленьких мячей на 5 больше, чем больших.

Учитель. Можно ли решить данные задачи?

- Нет

Учитель. Почему?

- В условии задачи не хватает  данных: количества больших мячей.

Учитель. Сейчас вы будете работать по группам. Я вам раздам эти условия задач, вы добавите недостающие данные и решите задачи.

Работа в группах у доски. После решения, взаимопроверка.

В) Геометрический материал.

  Учитель. Начертите, пожалуйста, ломаную линию, длина которой находится таким выражением:8х2. Что вы можете сказать о данной ломаной?

- У неё два звена

- Каждое звено длиной 8 см

Учитель.  Начертите.

Взаимопроверка (по цепочке проверить у своего товарища верность чертежа).

5. Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что особенно понравилось?

Домашнее задание. Учить карточки, начертить ломаную длину ,которой можно найти выражением 2х8.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!