Конспект урока математики 3 класс "Деление некруглого двузначного числа на однозначное число"

Цель урока:

  • познакомить с приемом деления некруглого двузначного числа на однозначное на основе правила деления суммы на число;
  • закреплять умение решать задачи;
  • составлять и решать уравнения.

Залачи:

  • познакомить с приемом деления некруглого двузначного числа на однозначное на основе правила деления суммы на число;
  • закреплять умение решать задачи; составлять и решать уравнения.

Оборудование: Карточки с заданиями; учебник «Математика» Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан; устный счет Н. Р. Мавлютова.

Тип урока: урок освоения нового материала по учебнику «Математика» 

Ход урока

Устный счет

1. Вычислите

12 х 3 =      22 х 3 =      13 х 3 =

14 х 2 =      11 х 7 =      12 х 4 =

2 х 23 =      32 х 2 =      8 х 11 =

2. Решите уравнения

Х х 5 = 50          Х : 3 = 10          24 + Х = 30

54 – У = 50        У + 16 = 36       6 х Х = 48

3. Решите задачи

В парке 5 дорожек, на каждой дорожке по 4 скамейки. Сколько скамеек в парке? (5 х 4 = 20 скамеек)

Как расставить в парке 48 скамеек на 6 дорожек поровну? (48 : 6 = 8 (по 8 скамеек)

В нашем доме на 3 этажа меньше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме, если в нашем 12 этажей? Сколько  этажей в нашем доме, если в соседнем 11? (12 + 3 = 15 (этажей); 11 – 3 = 8 (этажей)

Задача в стихах

К сапожнику рано

Пришли два барана.

А с ними сестрички –

Три желтые лисички.

Потом прилетели 4 свирели,

За ними пришел важный волк.

И все попросили сапожника делать

На каждую ногу себе сапог.

Сапожник долго решить не мог,

Сколько же делать ему сапог? (32 сапога)

Сообщение темы и цели урока

Учитель: Откроем учебники на 20 странице. Красный восклицательный знак поставил нам вопрос: Как разделить двузначное число на однозначное? Это и надо будет выяснить на сегодняшнем уроке.

Нам дано 2 примера 36 : 3 = ? и 36 : 2 = ? Смотрим на первый: три ряда одинаковых полосок с клеточками объеденные в красный контур. Давайте посчитаем количество клеточек. В одной полоске Сколько? (10)

Всего таких полосок 3. Сколько в  них клеточек? (30)

Правильно. Есть еще отдельная полоска с меньшем количеством клеточек. Сколько их? (6)

Какое число получилось? (36)

На сколько частей разделены полосочки с клеточками? (На 2 части)

Теперь мы можем разделить каждую часть по отдельности на число 3. Посмотрите, что у нас получилось. Пример и его решение записано под рисунком. 36 : 3 = (30 + 6) : 3. Назовите ответ. (12)

Посмотрите на второй рисунок. По сколько клеточек там взято в каждом контуре? (20 и 16)

Верно, и у нас получается пример: 36 : 2 = (20 + 16) = 2. Назовите ответ. (18)

Кто мне теперь скажет тему урока? (Деление некруглого двузначного числа на однозначное число)

Изучение нового материала

Учитель: Послушайте, как надо рассуждать при решение таких примеров:

  1. Представляю двузначное число в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на делитель.
  2. Делю каждое слагаемое на однозначное число.
  3. Полученные результаты складываю.

Посмотрите, это рассуждение есть в вашем учебнике. Прочитайте его еще раз самостоятельно. 

Ну а теперь приступаем к применению рассуждения на практике. Номер 1 учебника страница 20. Надо представить числа 60 и 70 в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на 5. Времени 3 минуты.

Первый ряд от окна работает над числом 60, второй ряд с числом 75. Потом по очереди запишем получившиеся примеры на доске.

Дети:

60 : 5 = 12

75 : 5 = 15

55 + 5 =

70 + 5 =

50 + 10 =

65 + 10 =   

45 +  15 =

60 + 15 = и т.д.   

Учитель: №2. Найдите значения выражений. Три желающих идут к доске решать первых три столбика, остальные ученики решают самостоятельно в тетради и потом проверяют решение на доске.

48 : 2      48 : 4       50 : 2

72 : 2      72 : 3       72 : 4     

№3. Надо найти значение выражения а х 13,если  а равно 0; 1; 3; 5.

Вместо буквы а нам надо подставить в выражение сначала число 0 и решить его 0 х 13 = 0, и так все остальные числа по очереди. Затем проверим устно.

№4. Составьте и решите уравнение.

- Число 6 умножили на неизвестное число и получили 54.

Неизвестное назовем У. Какое уравнение у нас получилось. Желающий записывает на доске. (6 х У = 54)

Назовите компонентыв данном произведении. (Первый множитель – 6, второй множитель – У, произведение – 54)

Как найти множитель произведения? (Надо произведение разделить на известный множитель)

(Ученик решает уравнение на доске).

6 х У = 54

У = 54 : 6

У = 9

6 х 9 = 56

56 = 56

Неизвестное число уменьшили в 5 раз и получили 3.

Неизвестное число назовем Х. Какое уравнение получилось? (Х : 5 = 3)

Назовите компонентыв данном частном? (Делимое – Х, делитель – 5, частное – 3)

Как найти делимое? (Надо делитель умножить на частное)

(Ученик записывает решение на доске)

Х : 5 = 3

Х = 5 х 3

Х = 15

15 : 5 = 3

3 = 3 

Физминутка 

Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте ответим на вопрос учебника, на стр. 21. Объясните, как разделить 39 на 3; 48 на 3?

Решаем самостоятельно в тетрадях, пользуясь рассуждением. Затем мы все вместе проверим. (Ответы детей)

Самостоятельная работа по карточкам

Надо отгадатьсказку. У каждого в карточках разные сказки. 

А  18 : 2 =             Н  50 : 5 =              

Ь  16 : 4 =             Л   22 : 2 =

Е  48 : 6 =             Й   35 : 7 =

К  35 : 5 =             И   48 : 8 =

Ц  70 : 2 =             Т   48 : 4 =

К  63 : 3 =             Е   39 : 3 =

В  56 : 4 =             Ч   96 : 4 =

О  21 : 7 =             Е   75 : 5 = 

9

11

8

10

4

7

6

5

 а  

л

е

н

ь

к

и

й

 

35

14

13

12

3

24

15

21

ц

в

е

т

о

ч

е

к

Решение задачи № 6 стр. 21

Высота стебля 4см. Гусеница проползла от начала стебля 3см, а потом вернулась обратно на 1 см. Сколько сантиметров осталось ползти гусенице до верха стебля?

Учитель: О чем данная задача? (О расстоянии, которое проползла гусеница)

Что надо узнать в задаче? (Сколько сантиметров осталось проползти)

Давайте посмотрим на рисунок рядом с задачей. Какова высота цветка? (4 см)

Сколько см гусеница проползла от начала стебля сначала? (3 см)

Что гусеница сделала дальше? (назад на 1 см)

На каком расстоянии гусеница теперь находится от начала стебля? (На 2 см)

Как вы это узнали? (3 – 1 = 2)

Можем мы теперь можем узнать? (Сколько еще гусенице надо ползти до самого верха)

Сколько? (2 см)

Как вы узнали? (4 – 2 = 2)

Как мы ответим на вопрос задачи? (2 см осталось ползти гусенице до верха стебля)

Молодцы. А теперь оформляем задачу в тетради. (ученике записывают решение в тетради; один ученик на доске)

Итог урока

Учитель: Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня учились делать? (Делить двузначные числа на однозначные)

Что нам помогало в этом? (Рассуждение со стр. 20)

Домашнее задание

Стр. 21 № 1, 2.

Размер:
19.98 Kb
Скачали:
57