Цель урока:
Залачи:
Оборудование: Карточки с заданиями; учебник «Математика» Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан; устный счет Н. Р. Мавлютова.
Тип урока: урок освоения нового материала по учебнику «Математика»
1. Вычислите
12 х 3 = 22 х 3 = 13 х 3 =
14 х 2 = 11 х 7 = 12 х 4 =
2 х 23 = 32 х 2 = 8 х 11 =
2. Решите уравнения
Х х 5 = 50 Х : 3 = 10 24 + Х = 30
54 – У = 50 У + 16 = 36 6 х Х = 48
3. Решите задачи
В парке 5 дорожек, на каждой дорожке по 4 скамейки. Сколько скамеек в парке? (5 х 4 = 20 скамеек)
Как расставить в парке 48 скамеек на 6 дорожек поровну? (48 : 6 = 8 (по 8 скамеек)
В нашем доме на 3 этажа меньше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме, если в нашем 12 этажей? Сколько этажей в нашем доме, если в соседнем 11? (12 + 3 = 15 (этажей); 11 – 3 = 8 (этажей)
К сапожнику рано
Пришли два барана.
А с ними сестрички –
Три желтые лисички.
Потом прилетели 4 свирели,
За ними пришел важный волк.
И все попросили сапожника делать
На каждую ногу себе сапог.
Сапожник долго решить не мог,
Сколько же делать ему сапог? (32 сапога)
Учитель: Откроем учебники на 20 странице. Красный восклицательный знак поставил нам вопрос: Как разделить двузначное число на однозначное? Это и надо будет выяснить на сегодняшнем уроке.
Нам дано 2 примера 36 : 3 = ? и 36 : 2 = ? Смотрим на первый: три ряда одинаковых полосок с клеточками объеденные в красный контур. Давайте посчитаем количество клеточек. В одной полоске Сколько? (10)
Всего таких полосок 3. Сколько в них клеточек? (30)
Правильно. Есть еще отдельная полоска с меньшем количеством клеточек. Сколько их? (6)
Какое число получилось? (36)
На сколько частей разделены полосочки с клеточками? (На 2 части)
Теперь мы можем разделить каждую часть по отдельности на число 3. Посмотрите, что у нас получилось. Пример и его решение записано под рисунком. 36 : 3 = (30 + 6) : 3. Назовите ответ. (12)
Посмотрите на второй рисунок. По сколько клеточек там взято в каждом контуре? (20 и 16)
Верно, и у нас получается пример: 36 : 2 = (20 + 16) = 2. Назовите ответ. (18)
Кто мне теперь скажет тему урока? (Деление некруглого двузначного числа на однозначное число)
Учитель: Послушайте, как надо рассуждать при решение таких примеров:
Посмотрите, это рассуждение есть в вашем учебнике. Прочитайте его еще раз самостоятельно.
Ну а теперь приступаем к применению рассуждения на практике. Номер 1 учебника страница 20. Надо представить числа 60 и 70 в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на 5. Времени 3 минуты.
Первый ряд от окна работает над числом 60, второй ряд с числом 75. Потом по очереди запишем получившиеся примеры на доске.
Дети:
60 : 5 = 12
75 : 5 = 15
55 + 5 =
70 + 5 =
50 + 10 =
65 + 10 =
45 + 15 =
60 + 15 = и т.д.
Учитель: №2. Найдите значения выражений. Три желающих идут к доске решать первых три столбика, остальные ученики решают самостоятельно в тетради и потом проверяют решение на доске.
48 : 2 48 : 4 50 : 2
72 : 2 72 : 3 72 : 4
№3. Надо найти значение выражения а х 13,если а равно 0; 1; 3; 5.
Вместо буквы а нам надо подставить в выражение сначала число 0 и решить его 0 х 13 = 0, и так все остальные числа по очереди. Затем проверим устно.
№4. Составьте и решите уравнение.
- Число 6 умножили на неизвестное число и получили 54.
Неизвестное назовем У. Какое уравнение у нас получилось. Желающий записывает на доске. (6 х У = 54)
Назовите компонентыв данном произведении. (Первый множитель – 6, второй множитель – У, произведение – 54)
Как найти множитель произведения? (Надо произведение разделить на известный множитель)
(Ученик решает уравнение на доске).
6 х У = 54
У = 54 : 6
У = 9
6 х 9 = 56
56 = 56
Неизвестное число уменьшили в 5 раз и получили 3.
Неизвестное число назовем Х. Какое уравнение получилось? (Х : 5 = 3)
Назовите компонентыв данном частном? (Делимое – Х, делитель – 5, частное – 3)
Как найти делимое? (Надо делитель умножить на частное)
(Ученик записывает решение на доске)
Х : 5 = 3
Х = 5 х 3
Х = 15
15 : 5 = 3
3 = 3
Физминутка
Учитель: Давайте ответим на вопрос учебника, на стр. 21. Объясните, как разделить 39 на 3; 48 на 3?
Решаем самостоятельно в тетрадях, пользуясь рассуждением. Затем мы все вместе проверим. (Ответы детей)
Самостоятельная работа по карточкам
Надо отгадатьсказку. У каждого в карточках разные сказки.
А 18 : 2 = Н 50 : 5 =
Ь 16 : 4 = Л 22 : 2 =
Е 48 : 6 = Й 35 : 7 =
К 35 : 5 = И 48 : 8 =
Ц 70 : 2 = Т 48 : 4 =
К 63 : 3 = Е 39 : 3 =
В 56 : 4 = Ч 96 : 4 =
О 21 : 7 = Е 75 : 5 =
9 |
11 |
8 |
10 |
4 |
7 |
6 |
5 |
а |
л |
е |
н |
ь |
к |
и |
й |
35 |
14 |
13 |
12 |
3 |
24 |
15 |
21 |
ц |
в |
е |
т |
о |
ч |
е |
к |
Решение задачи № 6 стр. 21
Высота стебля 4см. Гусеница проползла от начала стебля 3см, а потом вернулась обратно на 1 см. Сколько сантиметров осталось ползти гусенице до верха стебля?
Учитель: О чем данная задача? (О расстоянии, которое проползла гусеница)
Что надо узнать в задаче? (Сколько сантиметров осталось проползти)
Давайте посмотрим на рисунок рядом с задачей. Какова высота цветка? (4 см)
Сколько см гусеница проползла от начала стебля сначала? (3 см)
Что гусеница сделала дальше? (назад на 1 см)
На каком расстоянии гусеница теперь находится от начала стебля? (На 2 см)
Как вы это узнали? (3 – 1 = 2)
Можем мы теперь можем узнать? (Сколько еще гусенице надо ползти до самого верха)
Сколько? (2 см)
Как вы узнали? (4 – 2 = 2)
Как мы ответим на вопрос задачи? (2 см осталось ползти гусенице до верха стебля)
Молодцы. А теперь оформляем задачу в тетради. (ученике записывают решение в тетради; один ученик на доске)
Учитель: Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня учились делать? (Делить двузначные числа на однозначные)
Что нам помогало в этом? (Рассуждение со стр. 20)
Домашнее задание
Стр. 21 № 1, 2.