Мастер-класс "Технология "Кроссенс", как средство развития речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи не перестает быть актуальной и значимой. На сегодняшний день ребенок - дошкольник, обладающий хорошей речью – явление редкое.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Я, предлагаю вам разгадать кроссворд.

Начнем, первый вопрос:

  • К - Графический знак, символ используемый при письменности (Буква)
  • Р – Предметная, сюжетная, ролевая, что это? (Игра).
  • О – передача информации в устной форме, от одного человека другому (общение)
  • С – Этот документ содержит: название, тему, цель, задачи, оборудование, ход и т.д. что это? (Конспект)
  • С – оценка уровня квалификации педагогического работника (Аттестация)
  • Е – Средство общения (Речь).
  • Н – форма организации обучения детей, осуществляемая под руководством педагога в точно установленное время? (Занятие)
  • С – группа людей живущих вместе родственников: муж, жена, дети? (Семья)

Из этого следует, что тема моего мастер-класса: "Технология Кроссенс, как средство развития речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста".

Несомненно, речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении. Актуальным становится содержание логопедических занятий.

Как не дать устать или заскучать ребенку от полезного, но трудного занятия? Как рутинные задания по обогащению активного словаря сделать увлекательными? Как сформировать позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения? Ответы на эти вопросы мы будем искать в технологии "Кроссенс".

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР через применение технологии Кроссенс.

Данная технология разработана нашими соотечественниками: Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Сергей Федин - Кандидат физико-математических наук. Член Союза литераторов России. Владимиром Бусленко - ученый, доктор наук, философ и художник. Автор, печатных работ в области моделирования систем ЭВМ. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".

Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратов с картинками. Картинки размещены в ячейки, в центре таблицы квадрат со знаком вопроса.

Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в центральном квадрате

Задача детей - объяснить Кроссенс посредством взаимосвязи изображений. Связи могут быть как поверхностные, так и глубинные. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Кроссенс можно "читать" несколькими способами:

В первом варианте двигаться необходимо только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая по типу "улитки". Во втором случае устанавливается связь всех картинок с центральной. Третий способ чтения Кроссенсов, самый сложный.

Эта технология заинтересовала меня, но, к сожалению, информации о нем практически нет. Это дало толчок саморазвитию, к развитию своих творческих способностей и поиску решений.

Технологию Кроссенс в своей работе, я начала применять в работе с детьми 5-6 лет, с адаптированных ее вариантов. На начальном этапе применения данной технологии, возможно составление Кроссенса из 2 - 4 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений. Затем количество картинок увеличивается, и постепенно дети переходят непосредственно к решению из 9 ячеек.

Для удобства работы Кроссенсамми, я использую прозрачную папку-уголок, на которой в центре имеется липучка со знаком вопроса. Разгадав Кроссенс, ребенок может себя проверить самостоятельно, убрав знак вопроса.

Уважаемая фокус - группа я, предлагаю вам, познакомиться с кроссенсами поближе. Ваша задача - найти связи между картинками, и затем назвать ключевую картинку, спрятанную в центре. Гостям моего мастер-класса, предлагаю обратиться к кроссенсу на экране. Как я уже говорила, на начальном этапе мы выполняем простые задания, назовите связь между 2 предметами.

Что общее у Почтальона Печкина и кенгуру?

Что общее у Почтальона Печкина и кенгуру?Что общее у Почтальона Печкина и кенгуру?

Следующий вариант состоит из 4-х картинок. Скажите что общего у этих картинок?

Кто догадался, какая картинка спряталась за знаком вопроса? (Участники рассказывают и объясняют взаимосвязи картинок)

Какая картинка спряталась за знаком вопроса?Какая картинка спряталась за знаком вопроса?

Фокус-группа, я вижу, что вы уже готовы, проговорите взаимосвязь картинок и дайте ответ: какая картинка прячется за знаком вопроса. Отлично, все справились с заданием. А мы продолжаем, теперь я вам даю минуту для подготовки работы в паре, предлагаю каждой паре выбрать один из имеющихся кроссенсов, для составления логически связного рассказа.

Составьте логически связный рассказ по картинкамСоставьте логически связный рассказ по картинкам

Логопед может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание детьми собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей. Нужно заранее подобрать необходимые картинки, а детям нужно составить связи и дополнить Кроссенс выбранными картинками.

Работая над речевым развитием ребенка-дошкольника технология Кроссенс мне помогает:

  1. упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
  2. учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
  3. развивать зрительное восприятие;
  4. учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
  5. развивать логику и образное мышление;
  6. учить детей связно мыслить, составлять рассказы.

В своей практике я использую Кроссенс:

  • при формулировке темы занятия;
  • при изучении нового материала, как мотивация;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • при подведении итога работы на занятии, как рефлексия;
  • в индивидуальной работе;
  • как творческая совместная работа родителей с детьми;
  • НОД можно полностью построить в форме Кроссенса, то есть элементы Кроссенса могут представлять собой его структуру.

Данная технология приемлема для использования в работе логопеда, дефектолога, психолога, музыкального руководителя, инструктора физической культуры.

В заключении хочется отметить, что инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное - увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат - это интересно и увлекательно вдвойне.

Сейчас я хочу поблагодарить участников фокус-группы за активность! Благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!