Развитие речевых и коммуникативных навыков учащихся в свете современных технологий на уроках русского языка и литературы

В эпоху компьютерных игр и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных, речевых навыков обучающихся.

Современная школа требует внедрения новых технологий.

В последние годы доминирующие позиции в методике преподавания русского языка и литературы получило формирование и развитие коммуникативных компетенций, которые "проявляются в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения".

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у обучающихся к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады, квесты, дискуссии. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в педагогике.

Важно, чтобы у детей был высокий уровень мотивации, основанной на потребности в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и созданием располагающей к процессу познания среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Существуют различные инновационные виды учебной деятельности, используемые на уроках русского языка и литературы:

  1. Образовательный квест
  2. Чтение с "остановками"
  3. Кроссенс

Что такое образовательный квест?

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры. Может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы

Выполняя квест, обучающиеся решают сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, сообща взвешивают альтернативные мнения, самостоятельно принимают продуманные решения.

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Пример проведения квеста на обобщающем уроке литературы по теме "Ночь перед Рождеством" (по произведению Н.В. Гоголя) в 5 классе.

Алгоритм работы:

  1. Класс делится на группы.
  2. Заранее приготовлены задания, которые вкладываются в конверт.
  3. Группы должны создать маршрут нахождения заветных черевичек для Оксаны.
  4. Вознаграждение получает та группа, которая первая выполнит задание.

Чтение с остановками

Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" - заинтересовать ребенка книгой, развивать речевые и коммуникативные навыки, а также навыки осмысленного чтения.

Как работать со стратегией "чтение с остановками"?

1. Подготовка к восприятию текста
На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.

Обсуждение может идти по-разному. Варианты:

  • Рассказ учителя о собственном восприятии текста, знакомстве с ним, о чувствах, которые вызвал этот рассказ/повесть/роман.
  • Прием "Дерево предсказаний", с помощью которого ученики фиксируют свои предположения.
  • Прием "Корзина идей" также позволяет собрать все предположения, касающиеся содержания произведения.

2. Чтение текста с остановками
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение - вопросы по тексту - предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте. Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.

3. Работа с полным текстом
На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.

4. Финальная работа по тексту
Проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие - представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.

Рекомендации
Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то прием "чтение с остановками" поможет проанализировать главы, в которых описаны ключевые события, кульминационные моменты. Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части.

Поскольку художественные тексты на уроках литературы рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути, общественно-политической обстановки того времени, то на стадии вызова следует рассказать об авторе, истории создания произведения, указать на роль произведения в творчестве писателя.

Кроссенс

Другой технологией, способствующей развитию коммуникации на уроках русского языка и литературы, является "кроссенс".

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов", загадку, головоломку, ребус, задание. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу

Задача – объяснить кроссенс, сотавив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Алгоритм создания кроссенса:

  1. Определить тематику, общую идею.
  2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
  3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
  4. Выделить отличительные черты каждого элемента.
  5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
  6. Замена прямых образов символическими.
  7. Построить ассоциативную связь между образами.
  8. Кроссенс готов.

Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается цепочка, завернутая "улиткой".

Начать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Виды и формы работы на уроках могут быть разные, но важно помнить, что "Учение без принуждения" - залог успешного обучения, эмоционального и интеллектуального развития личности, социализации в школьной среде.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!