В эпоху компьютерных игр и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных, речевых навыков обучающихся.
Современная школа требует внедрения новых технологий.
В последние годы доминирующие позиции в методике преподавания русского языка и литературы получило формирование и развитие коммуникативных компетенций, которые "проявляются в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения".
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у обучающихся к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады, квесты, дискуссии. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в педагогике.
Важно, чтобы у детей был высокий уровень мотивации, основанной на потребности в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и созданием располагающей к процессу познания среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Существуют различные инновационные виды учебной деятельности, используемые на уроках русского языка и литературы:
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры. Может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы
Выполняя квест, обучающиеся решают сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, сообща взвешивают альтернативные мнения, самостоятельно принимают продуманные решения.
Пересказ |
Планирование и проектирование |
Самопознание |
Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. |
Разработка плана или проекта на основе заданных условий |
Любые аспекты исследования личности |
Компиляция |
Творческое задание |
Аналитическая задача |
Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры |
Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика |
Поиск и систематизация информации |
Детектив, головоломка, таинственная история |
Достижение консенсуса |
Оценка |
Выводы на основе противоречивых фактов |
Выработка решения по острой проблеме |
Обоснование определенной точки зрения |
Журналистское расследование |
Убеждение |
Научные исследования |
Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) |
Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц |
Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников |
Пример проведения квеста на обобщающем уроке литературы по теме "Ночь перед Рождеством" (по произведению Н.В. Гоголя) в 5 классе.
Алгоритм работы:
Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" - заинтересовать ребенка книгой, развивать речевые и коммуникативные навыки, а также навыки осмысленного чтения.
Как работать со стратегией "чтение с остановками"?
1. Подготовка к восприятию текста
На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.
Обсуждение может идти по-разному. Варианты:
2. Чтение текста с остановками
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".
Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение - вопросы по тексту - предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте. Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.
3. Работа с полным текстом
На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.
4. Финальная работа по тексту
Проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие - представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.
Рекомендации
Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то прием "чтение с остановками" поможет проанализировать главы, в которых описаны ключевые события, кульминационные моменты. Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части.
Поскольку художественные тексты на уроках литературы рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути, общественно-политической обстановки того времени, то на стадии вызова следует рассказать об авторе, истории создания произведения, указать на роль произведения в творчестве писателя.
Другой технологией, способствующей развитию коммуникации на уроках русского языка и литературы, является "кроссенс".
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов", загадку, головоломку, ребус, задание. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу
Задача – объяснить кроссенс, сотавив рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Алгоритм создания кроссенса:
Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается цепочка, завернутая "улиткой".
Начать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Виды и формы работы на уроках могут быть разные, но важно помнить, что "Учение без принуждения" - залог успешного обучения, эмоционального и интеллектуального развития личности, социализации в школьной среде.