Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики и при подготовке к ОГЭ по физике

В ФГОС ведущая роль отводится смысловому чтению. Немаловажную роль смысловое чтение играет и в преподавании физики. В экзаменационной работе ОГЭ по физике в 9 классе задания 4, 19, 20, 21 связаны с текстом физического содержания.

Из них задания 19, 20 являются заданиями с выбором варианта ответа, а задание 21 требует развёрнутого ответа в бланке ответов № 2.

В задании 4 требуется вставить в текст по смыслу нужные слова или словосочетания. За выполнение заданий по тексту учащиеся имеют возможность получить 6 баллов из 11 минимальных, которые требуются для сдачи экзамена на удовлетворительную отметку. Поэтому на уроках физики помимо проведения эксперимента и решения задач я уделяю внимание также смысловому чтению и работе с текстом физического содержания.

Задания ОГЭ по тексту физического содержания можно разделить на два типа. К первому типу заданий относятся тексты, не содержащие непосредственной формулировки варианта верного ответа. При их выполнении учащиеся должны сопоставить информацию, представленную в тексте и самостоятельно сделать вывод. Второй тип заданий предполагает, что ответ уже указан в тексте прямо или косвенно. При этом учащимся остается выбрать нужную информацию из текста и дать правильный ответ.

Подготовка к ОГЭ по физикеПодготовка к ОГЭ по физике

Несмотря на кажущуюся простоту данного вида заданий итоговой аттестации, анализ результатов ОГЭ показывает, что выпускники основной школы достаточно хорошо читают и умеют вычленять из текста необходимую информацию, при выполнении заданий второго типа, содержащих прямые вопросы к тексту. Гораздо хуже выполняются задания первого типа, в которых требуется извлечь информацию из таблиц, графиков и схем или сопоставить информацию из разных частей текста, а также связанные с преобразованием и использованием информации из текста.

Основное отличие смыслового чтения от любого другого в том, что при смысловом чтении ученик интерпретирует и наделяет смыслом текст. Этот вид чтения относится к метапредметным результатам основной образовательной программы.

Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию.

Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно четко понимать смысл текста, составлять систему образов, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие.

Формирование навыков смыслового чтения и умения работать с текстом теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД. При отборе текстов для самостоятельного изучения из учебника или из научно-популярной литературы важным является учет их видов. Их можно разделить на группы, в зависимости от которых определяются и возможные варианты заданий.

1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания к ним могут проверять УУД:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;
  • умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Задания проверяют следующие УУД:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта,
  • понимание условий проведения опыта,
  • понимание назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;
  • умение определить (или сформулировать) выводы.

3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Задания к текстам могут проверять:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;
  • умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. Данные задания могут проверять:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;
  • умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.

При подготовке к выполнению заданий данного вида первым и наиболее значимым в методическом аспекте текстом физического содержания выступает текст учебника. При работе с учебным текстом на уроке я использую несколько методических приемов:

  1. Учащиеся внимательно читают текст. Учитель задает вопросы, ученики зачитывают ответы, опираясь на текст учебника.
  2. Учащиеся читают текст параграфа и составляют краткий конспект. Затем, опираясь на конспект, пересказывают текст или отвечают на вопросы учителя.
  3. Учащиеся читают текст и задают вопросы по тексту друг другу. Учитель корректирует ответы учащихся.

Также работа с текстом может проходить в группах. Текст параграфа делится учителем на смысловые части. Группа учащихся изучает информацию, представленную в тексте. Учащимся предлагается либо пересказать текст и передать его основную мысль, либо ответить на конкретные вопросы по своей части параграфа.

Для работы в группах можно также разработать маршрутные листы с текстовыми заданиями из научно-популярной литературы. Учащиеся должны ознакомиться с полученной в тексте информацией физического содержания, передать основную мысль прочитанного и выполнить задания к тексту. Также можно разработать маршрутные листы с текстом, в котором пропущены слова или термины. Изучая текст параграфа, учащиеся должны заполнить пробелы, чтобы текст задания приобрёл смысловое содержание.

Смысловое чтение также применяю при подготовке домашнего задания: пересказ параграфа, ответы на вопросы к параграфу, доклады, проекты (домашний эксперимент, изготовление моделей приборов), самостоятельное изучение тем, которые учащиеся могут разобрать без помощи учителя. Такие задания могут быть фронтальными, индивидуальными, групповыми и по выбору учащихся.

На этапе подготовки к ОГЭ в 9 классе на уроках и дополнительных консультациях проводится разбор заданий 4, 19, 20 и 21 конкретно по экзаменационным материалам. Также учащимся предлагается выполнить данный вид задания самостоятельно в качестве домашней работы с последующей консультацией учителя. Для тренировки смыслового чтения и выполнения заданий по тексту в экзаменационной работе ОГЭ по физике также можно использовать банк аналогичных заданий на сайте ФИПИ и других сайтах по подготовке к ОГЭ.

В старшей школе я также продолжаю работу по смысловому чтению и развитию монологической речи. Учащимся предлагается самостоятельно изучить целые разделы курса физики теоретического характера посильные для восприятия без помощи учителя. В 10-11 классах больший уклон делается на индивидуальные задания, так как работа ведётся в основном в профильных группах с небольшим количеством учащихся.

Параграфы раздела делятся учителем на смысловые части. Учащийся должен передать основную мысль текста и донести информацию по новому материалу до остальных учеников класса. Такие задания выполняются либо в классе, либо в качестве домашнего задания.

Также к заданиям по смысловому чтению отношу составление конспектов по тексту параграфа. На первый взгляд это простое задание, но некоторые учащиеся при выполнении данного вида работы не пытаются выделить главное по теме и передать основную мысль, а занимаются бездумным переписыванием текста учебника.

Важная роль смысловому чтению в преподавании физики отводится и при выполнении лабораторных работ. Не владея данным навыком, учащиеся не могут самостоятельно выполнить задания к лабораторной работе, не прибегая к постоянной помощи учителя. Некоторым учащимся легче спросить, что нужно сделать в лабораторной работе, чем осмысленно прочитать инструкцию и выполнить задание самостоятельно.

На уроках физики необходимо организовывать систематическую работу с учебником, как на уроке, так и дома. Для формирования умений работы с текстом отношу следующие направления:

7-8 классы:

  • выделение основного материала в тексте;
  • умение находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • умение грамотного формулирования прочитанного текста при пересказывании;
  • умение составить план прочитанного;
  • умение применять образцы решения задач;
  • запоминание определений, формул, законов.

9-11 классы:

  • умение работать с чертежами, таблицами, графиками диаграммами;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

На мой взгляд, смысловое чтение играет немаловажную роль в обучении. Учащиеся учатся анализировать учебный материал, выделять в нем главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное учатся держать в уме основную нить рассуждений. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, создание образов.

Читать - значит уметь объяснять, находить смысл. На сегодняшний день способность уметь читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является очень ценной. Чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Размер:
18.8 Kb
Скачали:
27

Метки к статье: ОГЭ, физика, обмен опытом