ФГОС: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, а также является универсальными учебными действиями.
Стратегия смыслового чтения:
- поиск и восстановление информации, понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация;
- информации рефлексия и оценка информации.
Умения смыслового чтения поиск и восстановление информации, понимание прочитанного, общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определить главную тему, общую цель или назначение текста.
Умения смыслового чтения преобразование и интерпретация информации сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.
Умения смыслового чтения рефлексия и оценка информации рефлексия содержания текста: связывать информацию.
Приемы:
- Обучения смысловому чтению (до чтения, во время чтения, после чтения)
- «Толстые и тонкие вопросы»
- «Учимся задавать вопросы разных типов»
- «Составлять вопросы»
- «Инсерт»
- «Синквейн»
- «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?»
- «Кластера»
- «Лови ошибку»
- «Вставить пропущенные (недостающие слова)»
- Множество решений, краткой записи
- «Пометки на полях»
- «Ключевые слова»
Прием: «Обучения смысловому чтению (до чтения, во время чтения, после чтения)»
Три этапа работы над текстом
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения: концептуальная (смысловая) беседа по тексту
Прием: «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы, требующие простого ответа.
Толстые вопросы – вопросы, требующие подробного ответа.
Прием: «Учимся задавать вопросы разных типов»
простые, уточняющие, объясняющие, вопросы-предположения, оценочные, вопросы на выявление эмоционального отношения, вопросы, требующие постановки себя на место героя.
Прием: «Составлять вопросы»
Например: составление вопросов к задаче (что нужно найти).
Например: составить вопрос к задаче или выбрать подходящий вопрос.
Прием: «Инсерт»
Пометки могут быть следующие:
V Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Прием: «Синквейн»
Например: Тема: «Организм человека». 4 класс
Например: Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс:
Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.
Прием: «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?»
Например: тема «Местоимение».
Прием: «Кластера»
Кластер – графический прием систематизации материала
Например: Тема урока: «Растения».
Прием: «Лови ошибку»
Задания не имеющие смысла.
Прием: «Вставить пропущенные (недостающие) слова
Пропуски слов в тексте, чисел в задаче, задании.
Прием: «Множество решений, краткой записи, выбери краткую запись"