Методическая разработка на тему: "Приемы развития смыслового чтения"

ФГОС: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, а также является универсальными учебными действиями.

Стратегия смыслового чтения:
- поиск и восстановление информации, понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация;
- информации рефлексия и оценка информации.

Умения смыслового чтения поиск и восстановление информации, понимание прочитанного, общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определить главную тему, общую цель или назначение текста.

Умения смыслового чтения преобразование и интерпретация информации сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.
Умения смыслового чтения рефлексия и оценка информации рефлексия содержания текста: связывать информацию.

Приемы:
- Обучения смысловому чтению (до чтения, во время чтения, после чтения)
- «Толстые и тонкие вопросы»
- «Учимся задавать вопросы разных типов»
- «Составлять вопросы»
- «Инсерт»
- «Синквейн»

- «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?»
- «Кластера»
- «Лови ошибку»
- «Вставить пропущенные (недостающие слова)»
- Множество решений, краткой записи
- «Пометки на полях»
- «Ключевые слова»

Прием: «Обучения смысловому чтению (до чтения, во время чтения, после чтения)»

Три этапа работы над текстом

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

  • Первичное чтение текста: самостоятельное чтение в классе.
  • Перечитывание текста: медленное «вдумчивое» повторное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения: концептуальная (смысловая) беседа по тексту

Прием: «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы, требующие простого ответа.
Толстые вопросы – вопросы, требующие подробного ответа.

Прием: «Учимся задавать вопросы разных типов»
простые, уточняющие, объясняющие, вопросы-предположения, оценочные, вопросы на выявление эмоционального отношения, вопросы, требующие постановки себя на место героя.

Прием: «Составлять вопросы»
Например: составление вопросов к задаче (что нужно найти).
Например: составить вопрос к задаче или выбрать подходящий вопрос.

Прием: «Инсерт»
Пометки могут быть следующие:
V Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Прием: «Синквейн»
Например: Тема: «Организм человека». 4 класс

  1. Организм.
  2. Живой, действующий.
  3. Командует, работает, обеспечивает.
  4. Работает, как часы!
  5. Механизм.

Например: Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс:

Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает, хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.

Прием: «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?»

Например: тема «Местоимение».

  1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
  2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
  6. В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Прием: «Кластера»
Кластер – графический прием систематизации материала
Например: Тема урока: «Растения».

Прием: «Лови ошибку»
Задания не имеющие смысла.

Прием: «Вставить пропущенные (недостающие) слова
Пропуски слов в тексте, чисел в задаче, задании.

Прием: «Множество решений, краткой записи, выбери краткую запись"

Автор: Черепанова Ольга Викторовна, учитель начальных классов ВВК, МБОУ СОШ № 156 г. Новосибирск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!