Фразу «урок – основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.
В работе приведен план-конспект модели урока по физике для 10 класса по теме «Электрический ток в различных средах».
Мои творческие поиски нестандартных форм и методов преподавания физики продолжаются уже 35 лет работы в школе. Еще в самом начале своей педагогической деятельности я понял, что невозможно добиться высокого КПД на уроке физики, если его проводить по обычной стандартной схеме. Фразу «урок – основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.
Причины применения нестандартного подхода в построении урока физики в настоящее время таковы:
1. В стране наблюдается падение престижа образования и науки, в том числе и физики, среди молодежи. Это связано с коренными социальными и экономическими преобразованиями.
2. Введение в стране всеобщего образования, обучение всех и всему одинаково в одном классе привели к тому, что за последние годы был снижен уровень преподавания для средних и сильных учеников, в результате чего потерялся их интерес к учебе. В настоящее время созданы и создаются для выхода из этого положения школы различного типа со специализацией.
3. В настоящее время в школе занимаются много слабо подготовленных учащихся, это как правило дети из малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей.
4. Недостаточная материальная база школ, так как снабжение перешло на коммерческую основу, и многие школы из-за материальных затруднений не могут приобрести приборы и оборудование, учебники и пособия.
Вот эти и другие причины побуждают искать особые формы и приемы работы с учащимися, иначе в противном случае деятельность учителя будет малоэффективной.
Моя методика поиска, а затем и применения эффективных методов и форм обучения физики основана на следующих принципах:
1. Они должны вызывать у учащихся интерес к обучению, к теме урока, так как он является наиболее действенным мотивом учения. Как говорил А. Эйнштейн: «Умеет учить тот, кто учит интересно!»
2. Они должны способствовать повышению эмоциональности обучения физике. Как известно, приподнятое эмоциональное состояние помогает лучше усваивать научные знания. Не случайно А. Эйнштейн говорил: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием».
3. Они служат созданию «обратной связи» с учащимися учитывают их мнение. Учебный процесс надо строить в соответствии с природой человека, все это повышает результаты обучения, его КПД. Исследования ученых показали следующее: «Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться». В начале учащегося надо научить учиться, а затем на этой основе получать знания.
Особое внимание в своей работе уделяю эффективным формам контроля знаний учащихся по физике. Любому учителю ясно, что объем знаний (информации) данный им не равен объему знаний, полученному учеником. Нужна объективность, которая позволяет учителю или проверяющим оценить урок, здесь особую роль играет контроль знаний, в котором главную роль играют ученики. Ученики, опираясь на знание нормативов оценок, могут под руководством учителя провести самооценивание, что исключает возникновение конфликта между учениками и учителем из-за оценок. Эффективные формы контроля позволяют проверить учителю с помощью учеников всех или большинство учащихся. Это заставляет учеников повторять учебный материал, готовиться к каждому уроку, что позволяет им приобретать хорошие знания. Из личного опыта, опыта учителей-практиков, исследований ученых известно, что учащийся пассивно находящийся на уроке усваивает 5-10 % знаний, активно мыслящий на уроке усваивает 50-60 % знаний, а тот, который активно повторяет дома 90-100 %.
При самооценивании учащихся они должны знать систему норм и критериев постановки оценок, с ней я знакомлю новых учеников в начале учебного года. Эта система оценок была разработана и апробирована мною в течение педагогической деятельности. Для определения оценки нужно точно знать, какие ошибки и недочеты допущены отвечающими, их шкалу цен.
Цена грубой ошибки – 2 балла.
Ошибки – 1,2 балла.
Грубого недочета – 0,5 балла.
Недочета – 0,3 балла.
Маленького недочета (оговорки) – 0,2 балла.
Например: ученик при ответе допустил негрубую ошибку и недочет. Какую ставить ему оценку? Согласно нормативам имеем – ученик потерял 1,2 + 0,3 = 1,5 балла. Так как за полный ответ оценка – 5 баллов, то окончательная оценка ученика 5 – 1,5 = 3,5 балов. В данном случае в журнал ставиться оценка – 4, предупредив учащегося о её «слабости».
В своей практике я наиболее часто применяю такие эффективные формы контроля знаний – «самоконтроль», «кольцо», «экспедиция», «интеллектуальный бой» и другие. Некоторые из них я излагаю в плане-конспекте модели урока по физике для 10 класса.
Тема: Повторительно-обучающий урок по теме «Электрический ток в различных средах».
Задачи и цели урока: систематизировать знания об электрическом токе в различных средах; рассмотреть значения изученных явлений для развития техники. Продолжить формирование умений объяснять явления на основе электронных представлений, выделять главное, обобщать изученный материал, выражать свои мысли в речи, решать задачи на электрический ток в различных средах. Применить методические приемы и методы оперативной проверки знаний учащихся, основанные на обратной связи учащихся с учителем.
Оборудование урока: методические разработки учителя.
Ход урока.
I. Организационный момент урока. (1-2 мин.)
Учитель делает сообщение учащимся, как будет проходить урок, назначает своих ассистентов, напоминает о нормативах оценок, о корректности вопросов и ответов. Ассистенты – это обычно двое учащихся, отличники или учащиеся, имеющие твердые знания на «4» и «5».
Норма оценок:
1) Грубая ошибка – 2 балла.
2) Ошибка – 1,2 балла.
3) Крупный недочет – 0,5 балла.
4) Недочет – 0,3 балла.
5) Оговорка – 0,2 балла.
Начальная оценка – 5 баллов. За допущенные ошибки, недочеты и оговорки отнимается указанное количество баллов. Ответы и вопросы должны даваться четко, кратко и понятно.
II. Повторение ранее изученного материала (10-12 мин.)
Применяется оперативный письменный контроль знаний учащихся по вопросам темы «Электрический ток в различных средах». Используется методический прием «Самоконтроль». Прием основан на сотрудничестве учителя и ученика, в чем и проявляется эффективность обучения. Как известно, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности ученика, это не только умение учителя доступно и понятно преподносить учебный материал, но и готовность учащихся воспринимать, усваивать и воспроизводить его. Ежеурочно должна неукоснительно быть и действовать обратная связь “учитель – ученик“. Прием состоит в том, что учащиеся отвечают на поставленные по вариантам вопросы в течение строго определенного времени. Форма ответа краткая, применяются условные обозначения и сокращения. План ответа учащиеся записывают и запоминают на первых ознакомительных уроках.
План ответа:
1) Определение закона, явления, понятия. Поясните их.
2) Формулы и их вывод(если есть).
3) Новые физические величины и их единицы(если есть).
4) Рисунки, схемы, графики.
5) Практическое применение.
Листочки передаются и собираются по цепочке с минимальной затратой времени. При письменной форме ответа учащиеся, как правило, психологически более раскованны и дают ответы лучше, чем у доски. Второй важный момент - в работу включаются все учащиеся класса. Третий важный момент – учащиеся проводят самоконтроль своих знаний, при проверке подглядывать и поворачиваться категорически запрещено. И последнее, очень важное, основано на закономерности повторения Эббингаусса (рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное) – по этим же вопросам самоконтроль повториться через некоторое время (через 1-3 урока).
Вопросы самоконтроля:
1 вариант – Электрический ток в металлах.
2 вариант– Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость.
3 вариант – Электрический ток в вакууме. Применение тока в вакууме.
4 вариант – Электрический ток в газах.
5 вариант – Плазма. Практическое использование плазмы.
6 вариант – Электрический ток в расплавах и растворах электролитов.
7 вариант – Закон электролиза Фарадея.
8 вариант – Электрический ток в полупроводниках.
9 вариант – Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор.
Проверка ответов занимает мало времени, если позволяет ход урока их можно объявить сразу, если нет, то обязательно в начале следующего урока.
III. Совершенствование знаний и умений. Контроль знаний, основанный на инициативе учащихся. (15-20 мин)
На данном моменте урока использовать метод «Кольцо», который является эффективной формой обратной связи «учитель-ученик» и используется при проверке усвоения материала пройденных тем или группы вопросов, служит для совершенствования знаний и умений учащихся. Важным в нем является то, что основная роль при проверке знаний лежит на самих учащихся (под контролем учителя), которые анализируют и оценивают ответы своих товарищей. Второй, ценный аспект в нем – это развитие активной разговорной речи учащихся. Исследования ученых показали, что активная разговорная речь ученика в среднем за целый учебный день – 2 минуты, что очень мало. Увеличение этого времени – важнейшая проблема педагогической науки. Учащиеся знают норму оценок, которая им доводится до сведения на вводных уроках в начале учебного года. Таким образом, каждый ученик, если он хорошо знает урок, точно знает какую оценку надо поставить отвечающему. При таком подходе к постановке оценок исчезает почва для возникновения конфликта между учениками и учителем из-за оценок. При использовании метода «Кольцо» учителем назначаются 2-3 ученика ассистентами-учителями, которые будут выслушивать, анализировать и оценивать ответы своих товарищей, это как правило наиболее сильные ученики. К доске вызывается группа учащихся – 3,4,5 и более, в зависимости от объема проверяемой темы. Методика такова: первый ученик ставит вопрос второму, второй отвечает и ставит вопрос третьему, третий отвечает и ставит вопрос четвертому и т. д., последний отвечает и ставит вопрос первому – «кольцо» замкнулось. Далее, все это повторяется, количество вопросов и ответов зависит от объема проверяемой темы, «кольцо» останавливает учитель. Класс при этом также участвует в работе, все учебники, тетради и другие пособия закрыты. Если какой учащийся из «кольца» не может поставить вопрос или дать ответ, ассистент-учитель спрашивает класс. В случае, если никто с этим не справляется, отвечают сами ассистенты-учителя. Главное при постановке и ответе на вопрос – корректность, четкость, краткость, идет развитие речи, проверяются знания и умения. После остановки «кольца» ассистенты-учителя, делая анализ ответов и вопросов конкретно каждого проверяемого, ставят оценки. Класс также принимает в этом участие, в случае чего производится корректировка оценки. За участие в работе «кольца», учащимся класса, если они давали не менее трех вопросов-ответов, ставится также оценка. Оценки ассистентам-учителям ставит учитель, с учетом мнения класса. При таком методе обычно выставляется не менее 10 оценок с анализом, нет конфликтных ситуаций, активна мыслительная деятельность учащихся, что способствует глубоким и крепким знаниям учащихся.
IV. Решение расчетных и качественных задач. (10-12 мин)
Эта часть урока посвящена решению задач на повторение. Используется задачник, дидактический материал. Работу можно проводить как индивидуально, так и со всем классом, она проводится у доски и на месте. Можно использовать следующие задачи:
1. Определить среднюю скорость упорядоченного движения электронов под действием электрического поля в медном проводе площадью поперечного сечения 1 мм 2 при силе тока, равной 10 А.
2. Определить скорость электронов, с которой они достигают анода двухэлектродной электронной лампы, если напряжение между катодом и анодом 100 В.
3. Объясните, почему разряжается электрометр, если к его катоду поднести горящую спичку.(Можно провести опыт)
4. Почему провода линии высокого напряжения не покрыты изолирующей оболочкой?
5. Определить напряженность электрического поля, при которой может произойти ионизация молекул воздуха. Энергия ионизации молекул воздуха W=15эВ, длина равна 5·10 -4 см.
6. Вычислите электрохимический эквивалент серебра.
7. Какую валентность должна иметь примесь к германиевому полупроводнику, чтобы он обладал электронной проводимостью?
8. Будет ли протекать ток в цепи?
9. Чем диссоциация электролитов отличается от ионизации газов? Почему электролиз не требует высокого напряжения?
10. Что происходит с электрической дугой, если сильно охладить отрицательный электрод; положительный электрод?
При подготовке задач к данному этапу урока используется следующая литература:
1) Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика – 10, Москва, ”Просвещение”, 1990г.
2) А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.
3) И.М. Мартынов, Э.Н. Хозяинова, Дидактический материал по физике 9 класс. Москва, ”Просвещение”, 1978г.
4) М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. Москва, ”Просвещение”, 1972г.
5) Г.И. Рябоволов Сборник тематических работ по физике. Издательство “Высшая школа”, Минск, 1973г.
V. Домашнее задание. (1-2 мин)
а) Краткие итоги главы X – стр.200
Физика – 10 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
Москва, ”Просвещение”, 1988г.
б) №845, №861
А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.
в) упр. 12 (1,5,9), учебник, стр.200.