Рабочая программа расчитана на 4 часа в неделю.
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-методическая литература по программе
Учебно-тематический план
Содержание курса
Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Государственные стандарты основного общего образования по физике / Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004. (11 класс)
- Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Москва «Дрофа» - 2004г. (Базовый и профильный уровни). Автор программы Г.Я.Мякишев.
- Физика 10 класс. Авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. «Просвещение» - 2005 г. Программа рассчитана на 70 часов. Изучение предмета: по школьному учебному плану на изучение физики выделено 140 часов – 4 недельных часа. Дополнительные часы используются для решения задач, входящих в тесты ЕГЭ, рассчитанных на профильный уровень.
На кинематику добавлено 3 часа, Законы механики Ньютона – 1 час, Силы в механике – 11 часов, Законы сохранения – 7 часов, Основы МКТ – 5 часов, Температура, Тепловые явления – 2 часа. Свойства твердых тел, жидкостей и газов – 5 часов, основы термодинамики – 7 часов, основы электродинамики - 9 часов, Законы постоянного тока – 8 часов, Электрический ток в различных средах - 4 часа, Повторение - 9 часов.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Формы контроля:
Лабораторные работы – 8, контрольные работы – 8, тесты – 5.
Используемые педтехнологии:
Компьютерная технология, интерактивная технология.
Учебно-тематический план
10 а класс
№ п/п
|
Раздел
|
Кол –во часов
|
В том числе на: |
||
Лабораторно-практические работы |
Тесты |
Контрольные работы |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
2 |
Кинематика |
11 |
2 |
|
1 |
3 |
Законы механики Ньютона |
5 |
|
1 |
|
4 |
Силы в механике |
14 |
|
|
1 |
5 |
Законы сохранения |
14 |
1 |
|
1 |
6 |
Основы МКТ |
12 |
|
|
1 |
7 |
Температура. Тепловые явления |
4 |
|
1 |
|
8 |
Свойства твердых тел, жидкостей и газов |
11 |
2 |
|
1 |
9 |
Основы термодинамики |
13 |
1 |
|
1 |
10 |
Основы электродинамики |
18 |
|
1 |
1 |
11 |
Законы постоянного тока |
16 |
2 |
|
1 |
12 |
Электрический ток в различных средах |
10 |
|
1 |
|
13 |
Повторение |
11 |
|
1 |
|
|
Итого |
140 |
8 |
5 |
8 |
Учебно-тематический план
10 б класс
№ п/п
|
Раздел
|
Кол –во часов
|
В том числе на: |
||
Лабораторно-практические работы |
Тесты |
Контрольные работы |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
2 |
Кинематика |
8 |
2 |
|
1 |
3 |
Законы механики Ньютона |
4 |
|
1 |
|
4 |
Силы в механике |
3 |
|
|
1 |
5 |
Законы сохранения |
7 |
1 |
|
1 |
6 |
Основы МКТ |
7 |
|
|
1 |
7 |
Температура. Тепловые явления |
2 |
|
1 |
|
8 |
Свойства твердых тел, жидкостей и газов |
6 |
2 |
|
1 |
9 |
Основы термодинамики |
6 |
1 |
|
1 |
10 |
Основы электродинамики |
9 |
|
1 |
1 |
11 |
Законы постоянного тока |
8 |
2 |
|
1 |
12 |
Электрический ток в различных средах |
6 |
|
1 |
|
13 |
Повторение |
3 |
|
1 |
|
|
Итого |
70 |
8 |
5 |
8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение. Основные особенности физического метода исследования
Цель физики. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.
2. Механика
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор.
Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Фронтальные лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
2. Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика
Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Теплодвигатели. КПД двигателей.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.
Фронтальная лабораторная работа
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Электродинамика
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, р—я-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Фронтальные лабораторные работы
1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Скачать полную версию