В связи с переходом на 12-летнее обучение происходит модернизация образовательной системы Казахстана и методики преподавания предметов, начиная с начальной школы.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности.
Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие через активное обучение», когда личность ученика становится центром внимания педагога, роль которого в корне отличается от традиционной.
С точки зрения критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс?
В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий обучения.
Особое место в работе с детьми младшего возраста должно занимать развитие критического мышления. Работая по Программе, и применяя на уроках технологию критического мышления, я заметила, что учащиеся приобретают не только общеучебные умения, навыки и способы деятельности, но и умения и желания учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании.
Критическое мышление – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника
Особенностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
С педагогической процесс познания. Данная технология предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающиеся, путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Исходя из этого критическое мышление, развивает следующие качества ученика:
Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели и задачи обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.
На стадии вызова происходит процесс актуализации уже имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.
Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
Литературное чтение 3 класс
Тема урока: Поэтический родник «Весна, весна на улице»
Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна, весна на улице»”.
Задачи:
Необходимые ресурсы для урока: интерактивная доска, портреты писателей, грамзапись «Времена года» П.И. Чайковского, иллюстрации о весне
Конспект урока
Организация урока
- На улице сегодня тепло и солнечно, и, мне бы хотелось, чтобы также тепло и солнечно было на нашем уроке.
Объявление темы и ожидаемых результатов.
Прием погружение: Просмотр ролика «Весна»
Вас заинтересовал этот видеоролик?
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно подумать и отгадать загадку и назвать тему урока.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…
Прием корзина идей.
Как вы думаете как будет называться тема нашего урока?
- Какое время года наступило? (весна)
- Какие ассоциации у вас возникают со словом весна? (солнце, радость, цветы, настроение, ручьи, капель, сосульки и т. д.)
Давайте составим кластер.
Составление кластера
- Сегодня на уроке мы будем говорить о прекрасном времени года – весне. Весна – счастливая пора в жизни природы. Всё вокруг просыпается от долгой зимней спячки, потихоньку тает снег, вскрываются реки и вода бурными потоками устремляется на широкие просторы Много поэтов передали красоту наступившего времени года в своей поэзии. Сейчас некоторые стихотворения вы прочитаете наизусть. Пока один будет читать у доски, остальные должны будут записать изречения или выражения из стихотворений, которые четко называют признаки весны…
Составление кластера
- Давайте послушаем, что вы записали. (дети зачитывают)
- Я тоже подготовила кластер, в котором вы встретите слова из стихотворений, прочитанных вами, и слова из прозы. на доске(слайд: в центре слово «признаки весны» вокруг него: Бушует полая вода; И солнце ласковое греет; Весна, весна! И все ей радо; Кругом вода журчит, сверкает; На солнце темный лес зардел; Весна пришла к нам молодая; Обновленья жизнь полна; Разливаются ручьи;
Ходят важные грачи; Вернулись веселые ласточки к нам; Скоро в степи выйдут табуны; В окно повеяло весною...; Чиста небесная лазурь;
Теплей и ярче солнце стало; Все лица весело глядят; Синея, блещут небеса; лес проснулся; А воды уж весной шумят ; Черёмуха душистая с весною расцвела.
Подведение итогов. Рефлексия
Что объеденило все произведения на уроке?
Давайте составим синквейн Весна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Мне понравилось на уроке…
Мне запомнилось на уроке…
Мне было трудно на уроке…
Урок русского языка в классе, при изучении темы «Имя прилагательное», в стадии вызова мною был применен метод ТРКМ «Верные-неверные утверждения».
Я зачитываю высказывания по пройденному материалу, и если дети согласны со мной они показывают зеленый лист (карточка), а если не согласны, то показывают желтый лист. Используется приём самопроверки и рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результат своей работы. Этот метод помогает не только учителю оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.
В стадии «осмысления» я применяю метод «ЗП» (принять, понять, применить).
На уроке русского языка
При закреплении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают имя существительное, затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного.
Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера (пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.
Диаграмма Венна помогает сделать сравнительный анализ, например:
1 группа сравнивает одушевленные существительные с неодушевленными, 2 группа сравнивает собственные имена существительные с нарицательными, 3 группа сравнивает им.сущ. единственного числа с им.сущ. множественного числа. При сравнении ученики определяют различия между им.сущ., а также делают вывод об их сходстве в том, что они все относятся к одной части речи.
На стадии «осмысления» по теме «Род существительных» проводится словарным диктант с заданием: распределить слова, подставляя к ним словосочетания «он мой, она моя, оно мое». Ученики видят, что слова поделились на три группы. В этом случаи, можно использовать прием «Толстых и тонких вопросов»:
Толстые Тонкие
Объясните, почему? Кто?
Почему вы так думаете? Что?
Предположите, что будет если? Верно ли?
По всем высказываниям учениками делается вывод и подтверждается правилом из учебника.
На стадии «рефлексии» ученики выполняют упражнения, где определяют род им.сущ-х. А также в завершении урока можно применить метод «Фишбоун», заполняем скелет рыбы.
В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.
Ведь недаром говорил казахский поэт-просветитель Абай:
«Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет»