Доклад «Приемы критического мышления на уроках в начальных классах современной школы»

В связи с переходом на 12-летнее обучение происходит модернизация образовательной системы Казахстана и методики преподавания предметов, начиная с начальной школы.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности.

Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие через активное обучение», когда личность ученика становится центром внимания педагога, роль которого в корне отличается от традиционной.
С точки зрения критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс?

В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Основными направлениями совершенствования системы начального обучения является внедрение в практику новых технологий обучения.

Особое место в работе с детьми младшего возраста должно занимать развитие критического мышления. Работая по Программе, и применяя на уроках технологию критического мышления, я заметила, что учащиеся приобретают не только общеучебные умения, навыки и способы деятельности, но и умения и желания учиться, потребность в самообразовании, в самосовершенствовании.

Критическое мышление – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника

Особенностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

С педагогической процесс познания. Данная технология предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающиеся, путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Исходя из этого критическое мышление, развивает следующие качества ученика:

  1. готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании)
  2. гибкость (восприятие идей других)
  3. настойчивость (достижение цели)
  4. готовность исправлять свои ошибки
  5. осознание (отслеживание хода рассуждений)
  6. поиск компромиссных решений

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели и задачи обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

На стадии вызова происходит процесс актуализации уже имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления

Литературное чтение 3 класс

Тема урока: Поэтический родник «Весна, весна на улице»

Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу “Весна, весна на улице»”.

Задачи:

  1. Формировать навык выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви к красоте художественного слова, систематизировать знания о природе, ее признаках, явлениях через поэтические образы.
  2. Развивать устную речь, умение выделять главное из текста.
  3. Воспитывать любовь к поэзии, бережное отношение к природе

Необходимые ресурсы для урока: интерактивная доска, портреты писателей, грамзапись «Времена года» П.И. Чайковского, иллюстрации о весне

Конспект урока

Организация урока
- На улице сегодня тепло и солнечно, и, мне бы хотелось, чтобы также тепло и солнечно было на нашем уроке.
Объявление темы и ожидаемых результатов.
Прием погружение: Просмотр ролика «Весна»
Вас заинтересовал этот видеоролик?
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно подумать и отгадать загадку и назвать тему урока.

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…
Прием корзина идей.

Как вы думаете как будет называться тема нашего урока?
- Какое время года наступило? (весна)
- Какие ассоциации у вас возникают со словом весна? (солнце, радость, цветы, настроение, ручьи, капель, сосульки и т. д.)
Давайте составим кластер.
Составление кластера

- Сегодня на уроке мы будем говорить о прекрасном времени года – весне. Весна – счастливая пора в жизни природы. Всё вокруг просыпается от долгой зимней спячки, потихоньку тает снег, вскрываются реки и вода бурными потоками устремляется на широкие просторы Много поэтов передали красоту наступившего времени года в своей поэзии. Сейчас некоторые стихотворения вы прочитаете наизусть. Пока один будет читать у доски, остальные должны будут записать изречения или выражения из стихотворений, которые четко называют признаки весны…

Составление кластера
- Давайте послушаем, что вы записали. (дети зачитывают)
- Я тоже подготовила кластер, в котором вы встретите слова из стихотворений, прочитанных вами, и слова из прозы. на доске(слайд: в центре слово «признаки весны» вокруг него: Бушует полая вода; И солнце ласковое греет; Весна, весна! И все ей радо; Кругом вода журчит, сверкает; На солнце темный лес зардел; Весна пришла к нам молодая; Обновленья жизнь полна; Разливаются ручьи;

Ходят важные грачи; Вернулись веселые ласточки к нам; Скоро в степи выйдут табуны; В окно повеяло весною...; Чиста небесная лазурь;
Теплей и ярче солнце стало; Все лица весело глядят; Синея, блещут небеса; лес проснулся; А воды уж весной шумят ; Черёмуха душистая с весною расцвела.

Подведение итогов. Рефлексия
Что объеденило все произведения на уроке?

Давайте составим синквейн Весна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Мне понравилось на уроке…
Мне запомнилось на уроке…
Мне было трудно на уроке…

Урок русского языка в классе, при изучении темы «Имя прилагательное», в стадии вызова мною был применен метод ТРКМ «Верные-неверные утверждения».
Я зачитываю высказывания по пройденному материалу, и если дети согласны со мной они показывают зеленый лист (карточка), а если не согласны, то показывают желтый лист. Используется приём самопроверки и рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результат своей работы. Этот метод помогает не только учителю оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.
В стадии «осмысления» я применяю метод «ЗП» (принять, понять, применить).

На уроке русского языка
При закреплении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают имя существительное, затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного.

Всё фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера (пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.

Диаграмма Венна помогает сделать сравнительный анализ, например:
1 группа сравнивает одушевленные существительные с неодушевленными, 2 группа сравнивает собственные имена существительные с нарицательными, 3 группа сравнивает им.сущ. единственного числа с им.сущ. множественного числа. При сравнении ученики определяют различия между им.сущ., а также делают вывод об их сходстве в том, что они все относятся к одной части речи.

На стадии «осмысления» по теме «Род существительных» проводится словарным диктант с заданием: распределить слова, подставляя к ним словосочетания «он мой, она моя, оно мое». Ученики видят, что слова поделились на три группы. В этом случаи, можно использовать прием «Толстых и тонких вопросов»:
Толстые Тонкие
Объясните, почему? Кто?
Почему вы так думаете? Что?
Предположите, что будет если? Верно ли?

По всем высказываниям учениками делается вывод и подтверждается правилом из учебника.
На стадии «рефлексии» ученики выполняют упражнения, где определяют род им.сущ-х. А также в завершении урока можно применить метод «Фишбоун», заполняем скелет рыбы.

В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.

Ведь недаром говорил казахский поэт-просветитель Абай:
«Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет»

Размер:
24.85 Kb
Скачали:
8