В условиях модернизации содержания общего образования большое внимание уделяется умению применять средства ИКТ в повседневной деятельности различного рода. Для достижения приведенной выше цели Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089) мною:
Осуществляется подбор таких задач прикладного характера, которые позволяют сформировать базовые умения использования ИКТ в учебной деятельности.
Например:
Например:
- при изучении программы «Компас» используются задания из учебника «Черчение»;
- при изучении редактора Excel составление кроссвордов и тестов по любому школьному предмету;
- при изучении редактора Excel моделирование физических, геофизических, биологических процессов, визуализация математических задач;
- при изучении темы «Вставка формул» в редакторе Word осуществляется на примере математических и физических формул, и др.
- Подбор заданий на проектную деятельность осуществляется с профориентационной направленностью, для того чтобы показать место ИКТ в профессиональной деятельности различных направлений.
- При работе над проектом исполнители обучаются распределять обязанности между членами группы, оценивать работу группы, готовить публичную защиту проекта
В дальнейшем планирую аналогичную работу провести по другим направлениям, в частности:
- При изучении Ms PowerPoint, Publisher формировать навыки представления результатов своей деятельности
- При изучении Excel формировать навыки визуализации аналитических данных.
В основной школе на данный момент я работаю по следующим программам:
- И.Г. Семакин Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для средней школы.
- Л.Л. Босова Программа курса информатики и информационных технологий для 5-9 классов в основной школе по ФГОС.
При изучении данных программ реализуются выдержки из методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования», которые относятся к организации практических работ по предмету «Информатика и ИКТ». Это можно проследить по тематике подбора практических работ по изучаемым разделам; по требованиям, предъявляемым к умениям учащихся. Кроме того, выполнение данных требований прослеживается и в предлагаемых практикумах каждого автора. В данных учебных пособиях, авторы предлагают набор заданий разноуровневого характера. При решении одних заданий (выполнении практических работ) требуется определить адекватные способы решения, при решении других нужно комбинировать несколько способов решения, а при решении третьих (повышенной сложности) необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.
Например, рабочая тетрадь по Информатике для 5 класса Л. Босовой по теме кодирование информации содержит задания разных уровней, а именно
- Декодируй или закодируй информацию по заданному ключу
- Установи примененный ключ, использовавшийся для кодирования информации
- Придумай свой ключ и закодируй информацию.
- Закодируй информацию с использованием … (известный ключ, который не приведен в пособии, информацию о нем нужно найти)
При выборе методов обучения учитываются цели и задачи обучения, тематика и содержание данного учебного предмета, возрастные особенности учащихся, уровень подготовленности, особенности классного коллектива, особенности внешних условий и возможности учителя. В настоящее время существует более десятка классификаций методов обучения. Но все их можно объединить в 4 большие группы:
Представлю методы и приемы исходя из первой классификации, а именно пассивные, активные и интерактивные
Обеспечение реализации требования «Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий»:
Обеспечение реализации требования «Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя»:
Обеспечение реализации требования «Знать (понимать) основные конструкции языка программирования»:
Обеспечение реализации требования «Уметь вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний» можно осуществить следующими методами: