В работе раскрыты вопросы:
I. Проблема
На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)).
II. Проектирование
Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность.
Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды.
III. Поиск информации
На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп.
Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить.
Таким образом, учитель из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
IV. Продукт
Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов).
V. Презентация
Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта).
Критериями оценки являются:
VI. Портфолио
Применение результатов проекта в повседневной жизни, иначе для чего было создавать проект. Для учащихся значимость собственной деятельности, является большим стимулом для выполнения следующих проектов.
Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.
В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.
При организации проектной деятельности используется типология проектов, представленная в таблице № 1.
Типология проектов |
||
Типологические признаки |
Типы проектов |
Примеры |
По доминирующей деятельности |
|
|
По предметно-содержательной области |
|
|
По характеру контактов |
|
Участие в Региональной научно-практической конференции "Творчество юных" (г.Зеленоград) |
По количеству участников проекта |
|
|
По продолжительности выполнения проекта |
|
Требования, предъявляемые к учащимся при работе над проектом
Решение проблем |
При работе над проектом учащийся: |
|
|||
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
|
|
Постановка проблемы |
|
|
Работа над проектом заканчивается написанием отчёта, который должен соответствовать вполне определённым требованиям.
Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 1)
Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 2)
Памятка для учащихся 8-9 классов
Памятка для учащихся 5-7 классов
Памятка для учащихся 1-3 классов
Защита проектов проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся ответили:
1. правильно распределять время
2. анализировать собственные действия
3. презентовать результаты своего труда
4. доделывать всё до конца
5. достигать поставленной цели
6. рассматривать проблему с разных точек зрения
Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через диагностику сформированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений.
Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путем использования диагностических методик:
Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) по разделам курса "Информационные технологии", а также сформированности различных операций мыслительной деятельности.