Возросший в последние годы в школе интерес к проектной деятельности имеет вполне объяснимые причины.
Сегодня, в изменившихся условиях, когда к школе предъявляются возрастающие требования, связанные, в частности, с необходимостью развития у учащихся познавательной, социальной активности и самостоятельности, критического мышления и креативности, умения работать с информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Осознание важности формирования у учащихся способности к проектной деятельности подводит учителя к необходимости непосредственного включения учащихся в процесс выполнения проектов.
Слово «проект» происходит от лат. рrojectus, что означает «брошенный вперед»
Под проектом понимают замысел решения проблемы, имеющий для человека определённое значение, ценность. Процесс создания и реализации проекта представляет собой проектирование. Педагогическое проектирование можно рассматривать и как самостоятельный вид педагогической деятельности, дающий учителю возможность реализовать свои творческие планы, замыслы, по формированию проектного мышления и проектного типа культуры.
В образовании проектирование выступает и как средство обучения учащихся проектной деятельности. Безотносительно к видам проектов (исследовательские, творческие, информационные, досуговые и т.п.); числу участников (индивидуальные, парные, групповые), продолжительности (кратковременные, среднесрочные, долгосрочные) проектная деятельность разворачивается в определенной логической последовательности. Знание учащимися логики развертывания проектной деятельности (этапов) и отработка мыслительных и практических действий, входящих в каждый из этапов, служит залогом эффективности такой деятельности.
В 11 классе в конце года в теме «Химия в жизни общества» входят следующие темы: «Химия и проблемы окружающей среды», «Витамины», «Химия в быту» и т.д. Совместно с учителем информатики проводим 4 урока, на которых учащиеся делятся на группы и создают учебный проект по одной из предложенных тем.
О результатах они докладывают на заключительной конференции. Пример плана выполнения одного из проектов представлен ниже.
1. Творческое название проекта.
«Химия и проблемы охраны окружающей среды в городе Челябинске».
2. Аннотация проекта. Проект предлагается для выполнения учащимися 11 класса. Продолжительность работы 4 часа.
3. Цели и задачи проекта. В учебной программе химии 11 класса в разделе «Химия в жизни общества» на двух уроках изучается тема «Химия и проблема окружающей среды»
Цель: Показать учащимся, что в наши дни проблема охраны окружающей среды чрезвычайно актуальна, в связи с катастрофическим воздействием хозяйственной деятельности человека на природу в городе Челябинске.
Задачи:
4. Задачи для учеников с требованиями и критериями оценки итоговых работ.
Определение рабочих групп, распределение ролей в группах, формулирование задач для каждого члена группы, а также критериев оценки предполагаемых результатов.
Специалистам (учащимся) необходимо решить следующие задачи:
- обсудить остроту и актуальность влияния химического загрязнения окружающей среды на живые организмы.
- Рассмотреть ряд вопросов, связанных с химическим загрязнением атмосферы, водных ресурсов, земельных ресурсов в городе Челябинске. Предложить способы устранения загрязнения.
- Создать записи – комментарии в Microsoft Word и соответствующие им презентации Рower Point, в которых будут приведены данные, полученные в результате исследования.
Требования к презентации:
Приготовить иллюстративный материал в электронном варианте в программе Рower Point.
1. Структура презентации
- Титульный лист с указанием темы, автора, научного руководителя.
- Слайд с оглавлением и гипертекстовыми ссылками. Наличие кнопок возврата на титул, на начало разделов.
- Каждый слайд содержит кнопки, автовозврата на предыдущий кадр.
- Ссылки на внешние интернет – ресурсы.
2. Художественная композиция
- Насыщенность – не более 1/3 экрана.
- Главный объект (текст к изображению или наоборот) в пропорции золотого сечения 0,52 по высоте и ширине.
- Смысловой центр смещен ниже и правее.
3. Логика восприятия
- Соответствие форм объектов устойчивыми естественными зрительными ассоциациями.
- Расположение информации сверху вниз по главной диагонали.
- Наличие не более одного логического выделения: красноты, яркости, обводки, мигания, движения.
4. Параметры элементов текста.
- Не более трех вариантов шрифтов.
- Размер шрифта: не менее 20- для текста и 36- для заголовка.
- Длина строки не менее 36 знаков.
- Расстояние между строками внутри абзаца 1,5 между абзацами -2 интервала.
5. Цветовая гамма
- Соответствие цветовой палитре относительной видимости предметов изображения. Например, гармония цветов в теплой коричнево красно оранжевой гамме оттенков.
- Контраст изображения по отношению к фону.
- Яркость цветов по отношению к фону.
6. Синхронизация звука
7. Анимация кадров для привлечения внимания.
Критерии
5. План работы над проектом.
В учебной программе химиии 11 класс в разделе «Химия в жизни общества» на двух уроках изучается тема «Химия и проблемы охраны окружающей среды»
Специалист по охране воздуха. Проводит исследования по вопросам химического загрязнения атмосферы: изучает степень загрязнения воздуха и его пригодность для дыхания, влияние на живые организмы. Предлагает способы очистки атмосферы.
Специалист по охране водных ресурсов. Проводит исследования по вопросам химического загрязнения воды: изучает степень загрязнения воды и её пригодность для употребления живыми организмами. Предлагает способы очистки воды. Представить отчет о посещении очистных сооружений.
Специалист по охране земельных ресурсов. Проводит исследования по вопросам химического загрязнения почвы: изучает степень загрязнения почвы и её пригодность для сельского хозяйства. Предлагает способы улучшения и восстановления плодородия почв
5. Предложите учащимися использовать Интернет и книги в качестве источников материала для исследований в конкретных областях. Как только учащиеся начнут активную работу, от вас может потребоваться помощь в поиске информации и выводе из неё необходимых заключений.
6. Представьте учащимися три дня на проведение исследований. По завершении работы каждая группа учащихся должна заполнить протокол проекта. Этот рабочий лист поможет учащимся составить итоговые заключения.
7. После того как учащиеся закончат исследования и заполнят рабочие листы, они должны будут написать в Microsoft Word заключение.
8. Предложите учащимся создать презентации Рower Point для иллюстрации результатов исследований. Файл презентации должен содержать как минимум девять слайдов. В каждом слайде должна присутствовать определенная информация с иллюстрацией или фотографией.
6. Требования к технологическим умениям учеников.
В рамках учебного курса учащиеся должны обладать умениями:
- находить и пользоваться информацией с официальных сайтов (города, области) создания и форматирования документов, в том числе информационных бюллетеней ( в виде простых документов или документов на уровне настольных издательских систем), добавление примечаний и т.п. с помощью программы Microsoft Word;
- сбора, анализа и управления данными для разработки бюджетных отчетов и анализа результатов в программе Microsoft Excel с помощью рабочих листов и формул;
- поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
- создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощью программы Microsoft Outlook;
- делового общения при совместном решении вопросов
7. Требования к программному обеспечению. В ходе выполнения проекта учащиеся познакомятся со следующими программами:
- Microsoft Word(обработка текстов);
- Microsoft Excel (работа с электронными таблицами);
- Microsoft Рower Point (создание презентаций);
- Microsoft Access (работа с базами данных);
- Microsoft Outlook ( работа с электронной почтой);
Кроме того, вам могут понадобиться и другие программы:
- Internet Explorer – для просмотра и поиска информации в Интернете;
- Microsoft Paint, Microsoft Photo Editor, Adobe Photoshop – для создания, сканирования, возможно, некоторые другие программы.
8. Организация классной работы.
9. Методические рекомендации. Позаботиться о том, чтобы при разбиении учащихся на группы в каждом коллективе присутствовали как более слабые учащиеся, которым требуется помощь, так и более успевающие, которые смогут помочь своим товарищам. При работе учащихся над поставленными вопросами и проведении исследований может потребоваться ваша помощь в поиске необходимых фактов и составлении заключительных положений.
Можете распечатать копии соответствующих разделов предложенных веб - сайтов, чтобы помочь учащимися, которым потребуются дополнительное время для выполнения своих обязанностей. Кроме того, вы сами можете присваивать учащимися роли, а не предоставлять им право выбора.
При делении учащихся на группы следует учесть, чтобы в каждой группе присутствовали учащиеся, обладающие хорошими навыками работы с компьютером. (Количество участников и специалистов может быть дополнено по усмотрению организатора или инициативной группы учащихся).
10. Карта с критериями оценки результатов проектной деятельности.
Шкала оценок:
1- не отвечает критерию;
2- частично отвечает критерию;
3- в основном отвечает критерию;
4- полностью отвечает критерию или превосходит его.
Критерии:
1. Команда подготовила тщательный и полный анализ собранных данных в виде письменного ответа в формате Word, используя аргументирующие факты и анализ.
2. Презентация, содержащая сводные данные, представляет собой тщательный и подробный их анализ.
3. Команда предоставила рекомендации по улучшению охраны природы в городе Челябинске, используя аргументирующие факты и анализ на основе обобщенных данных и исследований.
4. Команда подобрала подходящие фоновые изображения, цвета, размеры шрифтов, анимацию для своей презентации; в ней отсутствуют орфографические и грамматические ошибки.
5. Презентация демонстрирует знания команды во всех областях проекта.
6. Члены команды говорят громко, четко поясняют содержимое презентации и используют зрительный контакт с аудиторией.
Подсчитывается общая сумма баллов и формируются примечания
11. Презентация проекта для учащихся (Этапы работы)
Выполнение проекта представляет собой комплексную работу, способствующую формированию творчески развитой личности учащегося. Наблюдения за процессом обучения показали, что использование проектной технологии даже слабоуспевающие учащиеся работают более активно и заинтересованно выполняют задания.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.