Методические рекомендации по организации работы с текстовым материалом на уроках английского языка в начальной школе

Данная технология учитывает отсутствие этапов работы с текстовым материалом, представленным в действующем УМК и направлена на повышение уровня развития чтения младшего школьника.

В разработанном пособии рассмотрена общая концепция работы, современные приемы и способы развития умения чтения младших школьников на уроках английского языка в начальной школе.

Чтение как вид речевой деятельность

Чтение – это процесс расшифровки графического сообщения с целью понимания этого сообщения и определения смысла содержания этого сообщения. Чтение – это один из наиболее важных способов получения информации. Оно занимает значительное место в жизни современного образованного человека.

Чтение – это также одна из форм письменного общения, что в свою очередь обеспечивает передачу жизненного опыта человечества, накопленного в различных и разнообразных сферах и ситуациях жизни. Чтение способствует развитию познавательных функций психики, а так как в процессе овладения иностранным языком тренируются различные приемы запоминания, формируется филологическое мышление, расширяются знания об окружающей действительности, именно чтение является основой для развития этих умений.

Чтение - это цель и, одновременно средство обучения иностранному языку, а целью обучения чтению, в сою очередь, является овладение учащимися умением читать на иностранном языке, которая является одной из практических целей изучения иностранного языка, как дисциплины в целом.

Стратегия развития навыков чтения и формирование всего спектра УУД предполагают сбалансированную отработку всех видов чтения и алгоритма выполнения дотекстовых, собственно текстовых и послетекстовых заданий.

Правильно организованное обучение чтению выполняет следующие функции:

  1. Самостоятельность.
  2. Развитие навыков письма, говорения и аудирования.
  3. Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).
  4. Познавательная функция.
  5. Привитие любви к чтению.

При работе с текстами на уроке преподавателю требуется учитывать виды чтения, их особенности, цели и задачи, поставленные к работе с данным текстом. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей.

Опыт показывает, что представленные формы работы с текстом, используемые с учетом возрастных особенностей и уровня языковой подготовки обучающихся, способствуют овладению приемами чтения, повышают уровень общего речевого развития. Но самое главное, на наш взгляд, что определяет ценность такой стратегии работы с текстом, - это изменение отношения к сложному предмету как доступному и увлекательному.

Виды чтения

Современная методическая литература выделяет различные виды чтения на английском языке, а именно:

  • Ознакомительное (вид чтения, при котором объектом внимания читателя становится весь текст, и его задача – извлечение главной, основной информации)
  • Изучающее (вид чтения, требующий полного, глубокого понимания текста, его осмысление и анализ)
  • Поисковое (вид чтения, задачей которого является поиск определенной информации в тексте, причем осмысления текста и логики его построения не требуется)
  • Просмотровое (беглое выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте или о ряде вопросов, которые он затрагивает)
  • Ценностно – ориентационное (вид чтения, направленный на использование результата чтения в других видах речевой деятельности)
  • Познавательное (это вид чтения, направленный на получение информации с текста)
  • Регулятивный (вид чтения с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с текстом)
  • Синтетическое чтение (чтение, при котором внимание читающего полностью или главным образом сосредоточено на содержании, причем это содержание воспринимается синтезировано и быстро).
  • Аналитическое чтение (чтение, при котором внимание читающего частично отключается на языковое оформление текста, отсюда это чтение протекает гораздо медленней.)
  • Переводное и беспереводное виды чтения (часто путают понятия "переводного и беспереводное чтение" и "синтетическое и аналитическое чтение", ставя между ними знак равенства. Между тем психологически это совсем разные явления. Беспереводное чтение, а вернее – понимание читаемого, может иметь место на любом этапе обучения)
  • Подготовленное и неподготовленное виды чтения (готовность учащихся к чтению – это общее психическое состояние обучаемого, выражающееся в возможности совершать данную деятельность)
  • Домашнее чтение (чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление)

Этапы работы с текстовым материалом на уроках английского языка в начальной школе

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап (Pre-reading)

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию.

Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.

На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы: "мозговой штурм", предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.

Возможные упражнения:

  1. По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения, ассоциации.
  2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
  3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.
  4. Просмотреть текст / первый абзац и определить, о чем этот текст.
  5. Прочесть вопросы / утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
  6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
  7. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
  8. Написать возможные вопросы по теме текста

Текстовый этап (While-reading)

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Возможные упражнения:

  1. Найти ответы на предложенные вопросы.
  2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
  3. Составить предложения по порядку
  4. Найти соответствия.
  5. Выполнить задание на множественный выбор
  6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.
  8. Выбрать предложения со следующими словами / грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и так далее.
  9. Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
  10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
  11. Предложить, как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста.
  12. Прочитать отрывок и пересказать его.
  13. Восполнить недостающую информацию.

Послетекстовый этап (Post-reading)

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации.

Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Возможные упражнения:

  1. Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.
  2. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
  3. Доказать или охарактеризовать что-то.
  4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
  5. Составить план текста, выделив его основные мысли.
  6. Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно
  7. Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно
  8. Придумать, что могло бы случиться, если бы… Придумать новый конец текста, возможно и письменно.
  9. Придумать новое название.

Безусловно, задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое).

Чтение на уроках английского языка очень важно.

Оно способствует:

  • расширению лексического словарного запаса;
  • умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки);
  • закреплению различных разделов грамматики;
  • совершенствованию речевых навыков.

Полную версию материала вы можете скачать по ссылке ниже

Размер:
26.64 Kb
Скачали:
29